НАЗАД

ПРОГРАММА  ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ  МАСЛЕНИЦА      ВОСПИТЫВАЕМ ДУХОВНОСТЬ

Размышление о духовности и нравственности.
 

  Как часто нам приходится слышать о том, что этот человек духовен, а другой нет и, к сожалению, по-рой оценка одного совершенно противоположна оценки другого. В чем причина? Рассуждая, с детьми на эту те-му я предложила, им тоже ответить на этот вопрос, правда, вопрос построила следующим образом: "Кто духовен, тот, кто ходит в церковь или тот, кто её не по-сещает?". "Конечно тот, кто чаще в неё ходит" - дружно отвечали дети. А, что мы можем сказать о человеке ве-рующем, но силою обстоятельств, попавшего на долгое время в пустыню, что он сразу становится неверую-щим? Ведь всем нам известно, что Христос не едино-жды уходил в пустыню и, пожалуй, никто даже не до-пустит мысли, что он бездуховен и не верил в Высшие Силы. Может быть, в оценка того или иного человека и нами основывается на внешних его проявлениях Давай-те попробуем разобраться в таких понятиях как духов-ность и нравственность, в опоре на те знания, которые изложены в Ж.Э.
  В шлоке 350 Надземное сказано:
 "Могут спросить - как человек распознаёт когда мыслит добро или зло? Слова человеческие могут быть лукавы, но среди мышления люди не обманываются. Они от-лично понимают разницу между подвигом и преступле-нием. Облик деяний ещё не есть сущность, но эту сущ-ность деятель отлично ощущает в сердце. Так пусть че-ловек не становится рассадником разрушительных сил. Каждый пусть помыслит, что он может творить добро. Пусть каждый мыслит научно, тогда он поймёт закон нравственности". Мы видим, что от нашего мышления, утончения сердца зависит уровень нашей нравственности. Мыслитель предупреждал: " Пока не приобретёте знания, до тех пор будете в безнравственности". А основополагающей задачей на пути нравственного развития указаны очищение мышления, чистота и благость посылаемых мыслей. И, так мы видим, что начало нравственного преображения человека лежит в мышлении, в контроле за потоком свих мыслей. Но, как часто "мысли-блохи" осуждения, злобы, недовольства правят нами, и порой, эти мысли впоследствии реализуются в речах и делах. Если каж-дый из нас вспомнит и это, пожалуй, не составит труда, когда он в своих суждениях, высказываниях был поспе-шен и какое разрушительное действие они возымели, то, пожалуй, сможет сам оценить порог своей нравст-венности. Поэтому нам, подошедшим к Учению так важно осознать, вместить такое понятие как нравствен-ность. Потому что именно нравственность стоит первой ступенью на пути нашего духовного преображения. Именно нравственность, построенная на чистоте мышления, доброжелательстве, доверительном отношении к ближнему в опоре на знания и культуру необходимы нам. Только выработав это можно говорить о дальнейшем развитии в себе духовности, ко-торая в потенции в каждом из нас есть. А порой звуча-щие призывы к ближнему "стань духовнее", пожалуй, не целесообразны т.к. к необходимости накопления это-го качества каждый из нас придёт сам в своё время. Возможно, необходимость призыва к воспитанию в себе нравственных основ не лишена оснований. "Потому что нравственное образование должно предшествовать уче-нию о мысли. Невозможно ограничиваться внешними приёмами познания силы мысли, иначе мы будем тво-рить злых колдунов" Н-487.
  Все люди по роду своих увлечений, деятельности объединены в товарищества, общины, которые в за-висимости от поля деятельности ставят перед собой оп-ределённые нравственные задачи и как важно, чтобы в те недолгие часы совместной работы, встреч между со-трудниками создавалось не только физическое едине-ние, но и нравственное. К сожалению, иногда мы встречаемся тем, что люди, объединённые одной идеей, делом проявляют извращение самых простых основ со-трудничества. Ведь существование несо-гласованности в часы таких встреч допускает к себе сборища только низших существ и пространственный огонь столь необходимый для построения, превращается в огонь опаляющий для собравшихся и тонкие существа, кото-рые даже хотят помочь нашей работе, будут отброшены от такого сообщества, как сухой лист. Любое единение человеческое должно строиться на принципах доброже-лательства, доверия, уступки ближнему. Даже у перво-бытных народов понятие доверия полагалось, как осно-ва общения. Некоторые могут сказать, что их так часто обманывали, что они перестали вообще людям доверять. Но этот "опыт" нельзя переносить на каждого человека, встречаемого на вашем пути, ну доверяйте, хотя бы до тех пор, пока он вас не обманул, и не предал. И к тому же мы все в развитии и порой человек делает проступок, от не осознания совершаемого им. Пусть пройдёт время, понаблюдайте. А уж потом решайте. Конечно, если че-ловек и раз обманул, и два и вы видите, что он не оце-нивает своего проступка, то, пожалуй, можно и отстра-нится от сотрудничества с ним. Ведь никто не неволит общаться с людьми вам неприятными. Не зря в Учении говорится, что если посмотреть со стороны на двух беседующих между собой людей при взаимном недоверии, то ауры их будут отвратительны с черными и серыми пятнами, но мало того, что такие собеседники будут вредить друг другу, являя своей аурой лучший рассадник для многих болезней, но они будут вредить и пространству, заражая его ложно употребляемой энер-гией. При взаимном доверии излучения будут улуч-шаться от взаимного сочетания. Поэтому так важно оценить доверие как спасительное средство и для про-странства и для каждого человека в отдельности. Так же в общении между людьми необходимо избегать масок лицемерия, ведь лицемерие есть смерть духа и как гово-рит Учение: "Пусть проявится дикость, ибо она не мо-жет долго пребывать под одеждой притворства" А-197.
  Учение является пробным камнем для каждого, подошедшего к нему. В человеке "как бы вспучивается" всё хорошее и плохое, порой, находящееся в самых глу-боких тайниках его души. И естественно, что кто-то по мере углублённого изучения возрадуется, кто огорчит-ся, кто вознегодует. "Когда человек начинает занимать-ся Учением, - говорил Ю.Н.Рерих, - происходит, будто сгущение теней. У каждого человека выявляются силь-нее его плохие качества. Также когда вспахивают зем-лю, появляются сорняки. Происходит переоценка. По-тому нужно знать свой путь и обрести терпение".
 И так нравственность есть мораль, заключенная в добровольном согласовании своих чувств, стремле-ний, поступков с чувствами, действиями и стремления-ми сограждан, окружающих тебя. И в дополнение к вы-шесказанному хотелось бы привести слова Е.П.Блаватской, которая говорила: "Человек интелли-гентный может быть высоконравственным, но не духов-ным". Но это только в том случае, что если человек интеллигентный и нравственный, но закоренелый ма-териалист, отвергающий Бога, Высшие Силы, Высшие Миры. "Так материалист, при самом развитом интел-лекте, но отрицающий всякую духовность, всякую воз-можность существования в мирах высших, может и не иметь сознательной жизни в высших слоях мира тонко-го ибо, не создав, и не закрепив высших притяжений, он почти сейчас же будет вовлечен в вихрь земного притя-жения и в полусознательном или бессознательном со-стоянии будет ожидать нового воплощения. Конечно, можно представить себе, каково будет новое рождение, ибо, исключая случаи высоких духов, такое почти не-медленное возвращение на Землю - нежелательно. Как Вы знаете, пребывание в тонком мире имеет великое значение для питания и усиления и претворения накоп-ленных энергий в духовные силы. Потому можно пред-ставить себе какое происходит разложение духовной сущности при длительном отсутствии такого питания". Е.И.Р.11.1.35г. Один интеллект сам по себе может соз-дать лишь черного мага. Ибо интеллекту сопутствует гордыня и эгоизм. Именно интеллект плюс духовность возвышают человека. Духовность отрицает гордыню и тщеславие.
 Что же тогда духовность? Как её развить, вос-питать в себе. Для начала обратимся к " Тайной Док-трине" Е.П.Блаватской, которая даст нам пояснение для чего человеку необходимо постоянно воплощаться и почему Великие Учителя выбрали именно этот путь развития нашей Монады. Каждый, из нас создан, во-площен изначально с определённым уровнем духовности и наша задача да долгие годы периодиче-ских воплощений, дойти до ангельского чина. Это есть цель человека на Земле. Человек( его Эго) постоянно эволюционирует по трём линиям - Духовной, Психиче-ской, и Физической. Развивает, ускоряет и понуждает человека к совершенствованию Монада или сила, кото-рая находится в ней и низшее Астральное тело или лич-ное Я. Сила присущая находящаяся в Монаде тождест-венна Все-Силе, разлитой в пространстве и всемогуща она на Арупа или плане бесформенном. На нашем же плане, в силу того, что естество её слишком чисто, она остаётся все потенциальной, но индивидуально остаёт-ся бездеятельной. Например, лучи Солнца, которые способствуют росту растений, не избирают то или иное растение, чтобы изливать свет только на него, а отдаёт его всем без исключения. Выдерните с корнем растение и пересадите его в такое место, где солнечный луч не может достигнуть его, и последний не последует за ним. А растение будет искать благостные лучи Солнца. Так точно и с Атманом; если только Высшее Я или Эго не поднимется к своему Солнцу-Монаде, низшее Эго или личное Я возьмёт верх во всех случаях. То есть как рас-тение, ища благодатные солнечные лучи проламывает асфальт, так и мы через покровы, которые накинула на нас телесная оболочка должны прорваться к свету ду-ховного солнца. Конечно, может возникнуть вопрос, а для чего человека в начале его пути, уже обладающего духовным зрением, духовным слухом, духовным созна-нием так "затуманили" телесными оболочками. На что Е.П.Блаватская в "Тайной Доктрине" говорит: "Ибо в человеческой форме и через неё они (люди-С.З..) могут стать прогрессирующими Существами, тогда как при-рода Ангелов совершенно непреходяща (неподвержена изменению): потому Человек обладает потенциально-стью превосходящей способности Ангелов"
 ( продолжение в следующем номере). С.Загер.

Чтоб незбежноое принять,

И чтоб извлечь его уроки,

Господь заставит нас страдать

В ему лишь ведомые сроки.

Отнимет радость и любовь,

Заставит сердце разрываться…

Пророк, пронзая тьму веков,

Велит духовно  нам собраться,

Сжечь павших воинов тела,

Расчистить мысли и руины,

Чтоб вновь судьба нас повела

Путём призвания единым,

Услышав знак, что Богом дан,

Суть изречём единым словом,-

"Освободитель", "Океан",-

И вот канва судьбы готова.

Ты наречёшься "алфавит",

Запечатлев благие вести,

Я буду - "тайна Пирамид",

И Истину отыщем вместе.

 

Чувство гуманности оскорбляется, когда люди не уважают в других человеческого достоинства, и еще более оскорбляется и страдает, когда человек сам в себе не уважает собственного достоинства.

Белинский В. Г.

Гадок наглый самохвал; но не менее гадок и человек без всякого сознания какой-нибудь силы, какого-нибудь достоинства.

Белинский В. Г.

Прежде всего, не теряй самоуважения!

Пифагор

Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к себе самому.

Пифагор

Человек должен уважать себя.

Горький М.

Духовное богатство немыслимо без чувства собственного достоинства.

Сухомлинский В. А.

Без самоуважения нет нравственной чистоты и духовного богатства личности. Уважение к самому себе, чувство чести, гордости, достоинства — это камень, на котором оттачивается тонкость чувств.

Сухомлинский В. А.

Честолюбие само по себе, может быть, и порок, но оно часто является источником достоинства.

Квинтилиан М.

Человек без самолюбия ничтожен. Самолюбие — архимедов рычаг, которым землю с места можно сдвинуть.

Тургенев И. С.

Себялюбие — самоубийство. Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое, бесплодное дерево; но самолюбие как деятельное стремление к совершенству есть источник великого.

Тургенев И. С.

Вера в себя есть нечто прекрасное, ибо это признак человека, сознающего свои способности.

Гоббс Т.

Сознание своих сил увеличивает их.

Вовенарг Л.

Каждый человек стоит ровно столько, во сколько он сам себя оценивает.

Рабле Ф.

Человек лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы.

Фейербах Л.

Доверие к самому себе — первое необходимое условие великих начинаний.

Джонсон С.

Уверенность — самая могучая творческая сила.

Горький М.

Много умеет, кто много на себя рассчитывает.

Гумбольдт А.

Если не верить в самого себя, нельзя быть гением.

Бальзак О.

Самое страшное неверие — это неверие в себя.

Карлейль Т.

Недоверие к себе — причина большинства наших неудач.

Боуви К.

Ничто так не согласно с разумом, как его недоверие к себе.

Паскаль Б.

Сомнения — предатели: заставляя бояться попытки, они лишают нас и того добра, которое часто мы могли бы приобрести.

Шекспир В.

Уверенность в себе составляет основу нашей уверенности в других.

Ларошфуко Ф.

Если разлад между высшим и внутренним миром очень велик, то надо задуматься и спросить себя: что же ты за человек, если тебе стыдно даже самому себе признаться кое в чем?

Островский Н. А.

Сознание своего достоинства делает умного человека более скромным, но вместе с тем и более стойким.

Честерфилд Ф.

Бесстыдство - терпеливость души к бесчестью во имя выгоды.

Платон

http://www.aphorisme.ru/templates/img/and.gif

Более подходит нравственно хорошему человеку выказать свою честность.

Аристотель

http://www.aphorisme.ru/templates/img/and.gif

В будни мы не очень удачно используем свою нравственность. К воскресенью она всегда требует ремонта.

Твен Марк

http://www.aphorisme.ru/templates/img/and.gif

Во все времена и во всех странах и во всех жанрах дурное кишмя кишит, а хорошее редко. В любой профессии все самое недостойное предстает особенно нагло.

Вольтер

http://www.aphorisme.ru/templates/img/and.gif

Где было больше всего так называемой "положительной религии", всегда было меньше всего нравственности.

Зейме Иоганн Готфрид

http://www.aphorisme.ru/templates/img/and.gif

Гордость людей низких состоит в том, чтобы постоянно говорить о самом себе, людей же высших – чтобы вовсе о себе не говорить.

Вольтер

http://www.aphorisme.ru/templates/img/and.gif

Делать отрицательное – это на нас еще возложено; положительное дано нам уже.

Кафка Франц

http://www.aphorisme.ru/templates/img/and.gif

Зависимость жизни семейной делает человека более нравственным.

Пушкин Александр Сергеевич

http://www.aphorisme.ru/templates/img/and.gif

Когда ясно, в чем заключается истинная нравственность, то и все остальное будет ясно.

Конфуций

http://www.aphorisme.ru/templates/img/and.gif

Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.

Аристотель

Важнейший капитал нации — нравственные качества народа.

Чернышевский Н. Г.

 

 

Достоинство государства зависит, в конечном счете, от достоинства образующих его личностей.

Милль Д.

Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше...

Ленин В. И.

В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма.

Ленин В. И.

Если правильно понятый интерес составляет принцип всей морали, то надо, стало быть, стремиться к тому, чтобы частный интерес отдельного человека совпадал с общечеловеческими интересами.

Маркс К., Энгельс Ф.

Нравственность, оторванная от жизни, так же безнравственна, как жизнь, утратившая всякое нравственное содержание.

Плеханов Г. В.

Что такое нравственность? В чем должна состоять нравственность? В твердом, глубоком убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий.

Белинский В. Г.

Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений.

Гольбах П.

Есть духовные ценности, без которых не может существовать человек, по крайней мере, обыкновенный, средний человек. К ним в первую очередь принадлежит нравственная мирооценка. Если вы отнимете у человека его этический критерий, не давая ему нового,— вы погружаете его во мрак, вы толкаете его, слепого, на бездорожье, готовите ему гибель.

Воровский В. В.

Решающей стороной коммунистической нравственности являются убеждения. Формирование стойких коммунистических убеждений — одна из главных задач воспитания.

Сухомлинский В. А

 


 

 

НАЗАД

Используются технологии uCoz