НАЗАД
Юмашев А.В.
портфолио
"Через знания - к мечте и
успеху"
Васина А.И. учитель
русского языка и литературы
Попова Е.В. учитель химии
и биологии
Хренкова О.А. учитель
русского языка и литературы
Периодическое обращение общественного внимания к теме образования и
учительства,
является не только необходимым и важным, но и без сомнения
актуальным, а в определенной степени диалектически не случайным.
Громадная индустрия под названием образование, имеющая все
системные институты для эффективного управления этим беспокойным и
постоянно развивающимся педагогическим государством, находящимся
всегда в состоянии потребности поступательного развития, в конечном
итоге всегда очень серьезно зависит от эффективности диалога между
двумя основными участниками образовательного процесса, между
учеником и учителем.
Поэтому вполне закономерна сложившаяся
тенденция последних лет к снижению роли и значения учителя в
современной жизни, все больше и больше уступающего своё место новым
компьютерным технологиям и зарождающемуся искусственному интеллекту,
что только подтверждает необходимость усиления внимания со стороны
государства и общества к учителю. Необходимость изменения стереотипа
восприятия современного Учителя и увеличения в общественном сознании
его статуса в этой роли, а не как обучателя, продиктована
существующими темпами научно-технического прогресса, количеством
созданных человечеством и накопившихся материальных ценностей и
необходимостью их дальнейшего правильного использования в целях
сохранения, а желательно и дальнейшего процветания современной
цивилизации.
Поэтому обсуждение значения роли и места современного учителя не
должно носить характер узко профессиональной с ведомственной
проблемкой требующей от начальства очередной прибавки к зарплате с
грамотёшкой на первое сентября, завершающейся встречными
удовлетворенными мыслями типа, - Видите, мы о вас помним! и в
ответ - Спасибо, что не забыли!.
Проблема на самом деле более чем глобальная и задача впереди более
чем прекрасная.
В связи с этим хочу высказать несколько мыслей, который могут
показаться в определенной степени, если высказаться помягче
непривычными.
- Необходимо разделить процессы Обучения и Учения,
делегировав привычную деятельность учителя по передаче существующих
знаний новым информационным технологиям открыв тем самым для него
условия возможности и время по работе над способностью учащихся
создавать новые знания и обретать их нравственные ценности.
Пока же всё в точности наоборот, уровень современных педагогических
технологий и новые технические возможности превратили современного
учителя в статиста, присутствующего при процессе обучения,
эффективность влияния на который у учителя становится все меньше и
меньше. Мел и доска скоро уйдут в музей школы, а понятие
правописание будет любознательными знатоками расшифровываться как
писание правой рукой. Собственное участие и голос учителя, спешно
упаковывающиеся в DVD и CD диски, в ближайшее будущее оставят за ним
лишь право произнесения Здравствуйте, садитесь! и Урок окончен!.
И это не плохо, хуже, если где-то и этого ещё нет. Это значит, что
уровень реально сегодня существующей жизни не дошел до
реально-существующей школы. А там, где сегодня зарождается этот
прогрессивный конфликт на право более эффективного общения с
учениками между компьютером и учителем, современному учителю просто
необходимо подняться на новую более важную и востребованную ступень,
где главным является не вопрос Как?, с которым легко справятся
новые информационные технологии, а вопрос Зачем?, на который может
ответить только Учитель. Современная цивилизация за время своего
существования накопила такой багаж достижений, с которым уже сегодня
нужно очень бережно и осторожно обращаться, не говоря о том, что
остановить процесс развития просто невозможно. И в этой связи
личность человека, его ценности, его мировоззрение становятся важным
и значимым не только для него, но и для процветания общества и
государства в котором он родился и живет. Пока мы десятилетиями
бегали в поисках новой педагогической идеи, пытаясь отыскать ее, как
правило, в прошлом, современный мир сильно изменился. Общество не
заметило, когда понятие образование утеряло социальный статус,
за который мы все так жадно держались, объясняя ученикам, зачем им
нужно учиться, и обрело новый, осмысленно-востребованный и не
требующей со стороны Марьи Иванны убеждений или уговоров в
получении тех или иных знаний. Образование двадцать первого века
положит на полку истории учительские специальности в том виде, в
котором они существуют сейчас. Педагогическим ВУЗам уже сегодня из
своих аудиторий необходимо убирать визажистов, юристов, экономистов,
которых они представляли как прорыв в будущее современной школы и
заполнять аудитории новейшей современной техникой и студентами -
будущими Учителями, способными, во-первых обеспечивать
информационный процесс обучения учащихся, а во-вторых учить
подрастающее поколение творчески мыслить и созидать, создавая и
открывая новое, еще не уложенное в цифровые технологии, но способное
стать хорошим интеллектуальным, духовным и нравственным заделом на
будущее. Поэтому качество подготовки молодого учителя является для
образования важнейшей задачей. Современная практика повторного
обучения уже реальной учительской специальности после окончания ВУЗа
непосредственно в школе не позволяет рассчитывать на качественное
изменение учителя в школе, тем более появление в ней новой, ещё не зашоренной
консервативной педагогической культуры.
Человеческие качества будущего Учителя являются важнейшим условием
его эффективной работы в школе. Светлое дело образования
подрастающего нового поколения должны осуществлять только светлые
люди, поэтому измерение шкалы человечности и доброты будущего
учителя должны быть неотъемлемой составной частью вступительных
экзаменов в педагогический университет. Цена ошибки вручения диплома
Учителя чистолюбцу очень велика, - это сотни униженных с детства
людей.
- Необходимо закрепить за учителями статус государственных
служащих, - вот уж если кто государству и служит так это учителя.
Это поднимет не только роль и значение учительской профессии в
обществе, но и государство в лице учительства сразу обретёт свою
естественную базовую основу, свой фундамент из которого и должна
произрастать общественная культура и формироваться будущая
государственная власть.
- Необходимо принять Закон об Учителе, - и я сейчас не о
социальных гарантиях для учителей, - этот вопрос, так или иначе
будет утрясён. Важно привести с соответствие делегированные самой
диалектикой этой профессии общественные права и полномочия учителя с
его профессиональной деятельностью. Обязанности у учителя есть, и он
их исполняет, работает с родителями, защищает права детей,
представляет их интересы в различных ситуациях, - а прав и
полномочий никаких не имеет, они негде не записаны.
Заканчивая, хочу ещё раз подчеркнуть, значение Учителя в современном
стремительно развивающемся мире переоценить невозможно, - можно
только недооценить, цена этой недооценки очень велика - это
возможное или невозможное светлое будущее нашего общества и всего
человечества в целом.
назад