назад

 

                                                           

ПЛАН РАБОТЫ      ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ     ПРОГРАММА ЗОЖ     МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЗОЖ 

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ УБИВАЮЩИЕ ЖИЗНЬ: РОДИТЕЛЯМ    ОБУЧАЮЩИМСЯ   ПРЕЗЕНТАЦИЯ 

 РАЙОННОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ      ФОТО                                                      

Проблемы современной системы образования требуют нового трактования понятия “образование”. Оно не должно сводиться только к усвоению знаний, а предполагает развитие мыслящей, деятельной, творческой, но главное - здоровой личности. Смысл образования, в первую очередь, заключается в том, чтоб ввести ребенка в мир знаний и развития, не исключая совершенствование здоровья, как основополагающего и приоритетного направления в модернизации образовательного процесса в целом.

Здоровье и умственное развитие ребенка должны быть взаимодополняющими и взаимоопределяющими пластами в системе формирования целостной личности. Одним из условий здоровья личности является успешность в его деятельности, в нашем случае, это деятельность детей в школе. В большинстве случаев, активные позиции в школе, хорошая успеваемость - это факторы благополучного самочувствия детей. В свою очередь возможность развивать свои индивидуальные способности и раскрывать свой творческий потенциал - главное условие в обеспечении благоприятных условий.

Роль здоровьесберегающего режима учебно-воспитательного процесса в школе.

1. Здоровьесберегающий режим в образовательном процессе

В соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” здоровье человека соотнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Одной из главных задач школы является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся. Основным из средств реализации этой задачи является формирование здорового образа жизни (ЗОЖ).

Универсальным механизмом формирования навыков здорового образа жизни остается оздоровительно-педагогическое воздействие на стиль жизни школьников, поскольку уровень и качество жизни каждого ребенка обусловлены материальными возможностями его семьи.

Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение должно стать «школой здорового стиля жизни» учащихся, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах учебно-воспитательного процесса школы.

По данным Министерства образования России, среди причин, влияющих на здоровье школьников, 21% составляют факторы внутришкольной среды. Это большая наполняемость классов, уровень освещенности в школах значительно занижен, перегруженность учащихся основными и дополнительными занятиями, неблагополучие психологического климата школьных коллективов, неоправданная интенсификация образования на фоне ухудшения социально-экономической и экологической обстановки.

Причинами также являются завышенный объем учебных программ, учебников, их качество и полиграфическое оформление, а также неблагополучие в семье.

Год от года усовершенствуются и модернизируются различные методики, приемы и стратегии образовательной системы. Вместе с этим увеличивается и умственная нагрузка, так как объем учебного материала и литературы возрастает.

Это является следствием огромного количество разных вариаций учебных планов, вводимых в действие без проверки на их соответствие возрастным особенностям и возможностям учащихся. Неудержимо растет число учебных предметов, предлагаемых для изучения, в итоге возрастает число одночасовых предметов. В связи с этим увеличивается время на приготовление домашних заданий, снижается время двигательной активности, сна - что является результатом ухудшения здоровья.

Ни для кого не секрет, что различные экспериментальные программы интенсификация педагогических процессов, чрезмерный напор на профориентационную деятельность негативно отражается не только на физическом, но и на умственном состоянии и развитии детей.

В связи с этим возрастает значимость здоровьесберегающих технологий в современной школе. Практики предлагают 2 возможности, предупреждающие разрушение здоровья ребенка:

1. Изменение технологии, содержания, структуры урока и образовательного процесса в целом.

2. Необходимость обеспечить новое качество образования, высокую мотивацию и направленность к здоровьесберегающим методикам.

Учитель должен осознавать приоритет здоровья, и, следовательно, тот факт, что успех в обучении возможен лишь в том случае, если ученик здоров и физически, и психически.

Возникшая за последние годы нестабильность в социально-экономической обстановке отрицательно повлияла на показатель здоровья детей, снизились возможности семьи по жизнеобеспечению ребенка.

Принцип здоровьеоберегающего подхода при формировании процесса обучения и воспитания должен быть положен в основу концепции каждой школы. Его целью является создание единого пространства для формирования личности гармонично развитой физически и психически.

Задачи:

· Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у педагогов, учащихся и их родителей.

· Обучение основам здорового образа жизни.

· Мониторинг здоровья.

· Организация и проведение пропаганды ЗОЖ.

· Профориентация подростков.

· Создание школьной среды, стимулирующей стремления детей к ЗОЖ.

Само понятие “здоровье” понимается в трех аспектах: социальное, физическое и психологическое. Стратегиями для достижения существенных результатов являются здоровьеоберегающая учебная деятельность и функционирование различных спортивных секций.

Для того чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, учителей, воспитателей, врачей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни.

Формирование культуры здорового образа жизни у школьников является одним из условий сохранения и укрепления здоровья детей, но технология данного процесса остается недостаточно разработанной.

2. Понятие утомления

Утомление - это физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности. Нередко как синоним утомления употребляют термин «усталость», хотя это не равнозначные понятия: усталость - субъективное переживание, чувство, которое обычно является отражением утомления. В некоторых случаях чувство усталости может возникать и без предшествующей нагрузки, т.е. без реального утомления.

Утомление может возникнуть при любом виде деятельности - и при умственной, и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, нарушением внимания (главным образом трудностью сосредоточения), замедлением мышления и др. Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением силы, скорости, точности, согласованности и ритмичности движений. Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной той или иной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда (интенсивный шум, пониженное парциальное давление кислорода во вдыхаемом воздухе). В этих случаях понижение работоспособности является следствием нарушения функционального состояния организма.

Быстрота утомления зависит от специфики труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением мышц; менее утомительны ритмичные движения. Важную роль в появлении утомления играет также отношение человека к выполняемой работе.

Хорошо известно, что у многих людей в период эмоционального напряжения длительное время не возникают признаки утомления и чувство усталости. Обычно, когда необходимо продолжать интенсивную работу при наступившем утомлении, человек расходует дополнительные силы и энергию - изменяются показатели отдельных функций организма (например, при физическом труде учащаются дыхание и сердцебиение, появляются гиперемия лица, усиленное потоотделение и т.п.). При этом продуктивность работы снижается, а признаки утомления усиливаются. Утомленный человек работает менее точно, допуская сначала небольшие, а затем и серьезные ошибки. Если до утомления человек выполнял рабочую операцию движением только пальцев, то при утомлении в работу включается вся рука, а затем и мышцы туловища. Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к хроническому утомлению, или переутомлению.

Различают умственное и психическое (душевное) переутомление. У молодых людей и лиц с определенным складом нервной системы интенсивный умственный труд может вести к развитию неврозов, которые возникают чаще при сочетании умственного переутомления с постоянным психическим напряжением, большим чувством ответственности, физическим изнурением и т.п. Психическое переутомление наблюдается у лиц, чрезмерно обремененных «душевными» волнениями и разного рода обязанностями. После отдыха работоспособность повышается, достигая даже более высокого уровня, чем в предшествующий работе период. Активный отдых приводит к более быстрому восстановлению работоспособности, что убедительно доказал русский физиолог И. М. Сеченов. Активный отдых, основанный на переключении с одного вида деятельности на другой, обеспечивает возможность длительной, но разнообразной деятельности без наступления утомления.

Утомление наступает быстрее у лиц, которые перенесли тяжелые заболевания. Сравнительно незначительная и непродолжительная нагрузка вызывает у них головную боль, одышку, сердцебиение, потливость, чувство слабости, работоспособность быстро падает, а восстановление ее происходит медленно. Такие лица нуждаются в щадящем режиме труда и более длительном отдыхе.

У детей в связи с анатомофизиологическими особенностями организма утомление развивается быстрее, нередко даже без особо активной деятельности (например, при вынужденном бодрствовании у детей грудного возраста, во время сидения за партой в школе). Неправильный режим дня, однообразные занятия, излишние развлечения также быстро приводят к утомлению. При повышенных нагрузках (занятия в двух школах, нескольких кружках и т. п.) утомление легко переходит у детей в переутомление. Признаки утомления у детей часто проявляются в нарушении поведения; они становятся неусидчивыми, невнимательными, на уроках разговаривают, нарушая дисциплину. При этом правильная оценка их состояния бывает затруднительна из-за отсутствия у них каких-либо жалоб. В некоторых случаях, особенно после перенесенных заболеваний, дети становятся вялыми, пассивными, медлительными. Они чувствуют разбитость, слабость, головные боли при умственном напряжении.

Нередко утомление может быть не только следствием перенесенных заболеваний, но и их предвестником. Во всех случаях быстрого утомления ребенка, не связанного с предшествовавшими заболеваниями или интенсивными умственными и физическими нагрузками, следует обязательно обратиться к врачу.

Одним из наиболее действенных средств длительного сохранения работоспособности в течение рабочего дня является четкий ритм трудовой деятельности. Работа, выполняемая ритмично, примерно на 20% менее утомительна, чем неритмичная работа такой же тяжести. Важным средством борьбы с переутомлением является рациональный режим труда и отдыха или организация в строго определенное время рабочего дня кратковременных перерывов. Такие перерывы устраиваются с учетом характера трудового процесса. Так, для тяжелой работы рекомендуются перерывы по 15 мин. через каждые l,5 часа в первой половине рабочей смены и два 15-минутных перерыва, но уже через час работы во второй половине рабочей смены. Для станочных работ целесообразно устраивать два 5-минутных перерыва: один в первой половине рабочей смены через 2 часа после начала работы и второй перерыв во второй половине рабочей смены через 1,5 часа после обеденного перерыва. Для операторов машиносчетной станции целесообразно делать один 5-минутный перерыв в первую половину смены через 2 часа после начала работы и два перерыва по 5 мин. во вторую половину смены: первый через 1,5 часа после обеда и второй через час после первого. Регламентированные перерывы в работе особенно эффективны в сочетании с производственной гимнастикой - так называемый активный отдых, особенно при выполнении работы в сидячей позе. Важное значение в мероприятиях по предупреждению утомления должно отводиться устранению лишних движений, рациональной организации рабочего места, рабочей позе, тренировке. Рационально организованное рабочее место позволяет работнику не только экономить движения, но и работать в нормальной позе, исключающей статистического напряжения мышц. Для предупреждения переутомления у детей необходимо наладить их режим дня, исключив недосыпание, уменьшив нагрузку, правильно организовав чередование занятий и отдыха (в дошкольном возрасте занятия не должны продолжаться без перерыва более 15-20 мин.) и увеличив их пребывание на свежем воздухе.

3. Профилактика утомления

Одним из главных условий, без которых невозможно сохранить здоровье детей в течение учебного года, является соответствие режима учебных занятий, методов преподавания, насыщенности учебных программ, условий обучения возрастным психофизиологическим возможностям обучающихся. Известно, что работоспособность также во многом зависит от функционального состояния организма и внешних условий.

Основные закономерности динамики умственной работоспособности человека должны использоваться учителем при организации педагогического процесса для построения на их основе урока, учебного дня, недели, года.

В начале работы происходят постепенное повышение показателей умственной работоспособности, вегетативных показателей, обеспечивающих врабатывание, то есть, приспособление к новому виду деятельности (1-2 уроки). Затем наступает период оптимума. Наиболее высокой, устойчивой работоспособности (3-4 уроки), а затем начинают проявляться признаки утомления, выражающиеся в снижении внимания, темпа работы, двигательном беспокойстве или заторможенности. Это легко заметить. Одновременно повышается напряжение некоторых физиологических функций (внешне это не проявляется, хотя иногда отмечается повышенная потливость, покраснение лица). Кроме того, одним из признаков наступления утомления является нарушение координации движений, изменение почерка или его резкое ухудшение. Ребенок жалуется на усталость, головную боль, раздражительность, капризность. Если в этот момент не откорректировать величину нагрузки и продолжить работу с той же интенсивностью, то развивается переутомление с резким снижением работоспособности.

Понятия трудность урока и утомительность урока отличаются друг от друга. Трудность - это объективное свойство урока, включающее конкретный объем знаний, умений и навыков, которые должен усвоить ученик, интенсивность работы. Утомительность - это субъективный индивидуальный показатель, характеризующий функциональную “стоимость” урока для каждого ученика. В то же время специальные гигиенические исследования показали, что степень утомления школьников определяется не каким-либо одним фактором (объемом, насыщенностью, сложностью, использованием ТСО, интенсивностью, эмоциональность и т.п.), а их совокупностью и неблагоприятным сочетанием.

Нужно отметить, что утомление обладает двойным биологическим действием: с одной стороны, оно является защитной охранительной реакцией от чрезмерного истощения организма; с другой - утомление стимулирует восстановительные процессы, раздвигает границы функциональных возможностей, и при тренировке та же самая нагрузка будет постепенно все менее утомительной.

Оптимальной можно считать такую организацию процесса обучения, при которой максимальный педагогический эффект достигается при сохранении благоприятной динамики работоспособности.

В то же время все изменения в организме, связанные с утомлением, носят временной характер и исчезают при смене вида деятельности или в процессе отдыха. Учебный процесс не должен исключать утомления, но должен строиться таким образом, чтобы отдалить его наступление и, самое главное, предупредить возникновение переутомления. Отрицательное воздействие переутомления, особенно хронического, длительно действующего, как правило, сказывается на росте, развитии ребенка, состоянии его здоровья. В конечном счете, все отрицательные последствия обучения в виде нарушений процессов роста, развития, ухудшения психологического здоровья детей, в основе своей имеют перегрузку и, как следствие, переутомление. Именно поэтому рекомендации по организации всего учебного процесса с учетом возрастных физиологических закономерностей и динамики работоспособности ребенка - насущная необходимость здоровье сберегающей системы обучения.

Упражнения, которые можно использовать для двигательных оздоровительных разминок, необходимо делать сюжетными, давать им названия. Это способствует интересу учащихся к их выполнению , формирует наблюдательность учащихся и интерес к окружающей жизни, развивает память, внимание, мышление. Оздоровительные минутки будут способствовать не только сохранению физического здоровья учащихся, но и сохранению их психологического здоровья. Ребята будут больше общаться друг с другом, будут учиться помогать и поддерживать друг друга, что повлияет на изменение их коммуникативной культуры. Двигательные переменки помогут сплотить классный коллектив и даже изменить статус ученика в коллективе, имеющих достижения в спорте, но не всегда успешных в учебной деятельности.

Примеры игровых двигательных упражнений с книгой

Цель упражнений: стимулирование интереса к собственным физическим возможностям. Мотивации развития собственной двигательной активности.

Упражнение “Тяжелый груз”. Держа книгу на вытянутой руке: перекладывать её из правой руки в левую, переворачивая при этом книгу; приседать, держа книгу попеременно в правой и левой руке. При этом глаза должны быть закрыты и т.п.

Упражнение “Борьба с трудностями”. Участники встают из-за стола и выполняют следующие варианты с книгой: стоят с книгой на голове; приседают с книгой на голове; осторожно двигаются налево и направо с книгой на голове; вращаются с книгой на голове; осторожно двигаются попеременно вперед и назад с книгой на голове и т.п.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

Упражнение “Колечко”. Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполнятся каждой рукой отдельно, затем вместе.

Упражнение “Кулак-ребро-ладонь”. Ребенку показывают три положения руки, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь на плоскости (стола, пола). Ребенок выполняет упражнение вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами (“Кулак-ребро-ладонь”), произносимых вслух или мысленно.

Примеры коммуникативных упражнений

Упражнение “Скала”. Дети на полу (сидя, лежа, стоя) выстраивают “скалу”, принимая различные позы. Условная линия на полу обозначает обрыв. По команде инструктора “Скала готова? Замри!” альпинист должен пройти вдоль обрыва перед “скалой” и не “сорваться”. Все участники упражнения поочередно выступают в роли “альпиниста”.

Упражнение “Тень”. Цель: развитие пространства тела. Участники разбиваются на пары. Один из них будет Человеком, а другой - его Тенью. Человек делает движения, а тень их повторяет, причем особое внимание уделяется тому, чтобы Тень двигалась в том же ритме, что и Человек. Она должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях Человека.

Заключение

В последнее время происходит массовое распространение «школьных» форм патологии (близорукость, нарушения осанки, вегетативные дисфункции, дидактогении). Активизируя здоровьеохранительное и здоровьеразвивающее направления в коррекционной работе, можно тем самым способствовать не только сохранению здоровья ребенка с интеллектуальной недостаточностью, но и повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.

В школах должна регулярно организовываться социально-психологическая работа: анкетирования, тесты, диагностика здоровья и изучение неблагополучных семей. Наряду с этим должны проводиться мониторинги состояния здоровья учащихся, режима дня, мотивов курения, отношения к курению, алкоголю и наркотикам.

Здоровьесберегающие технологии в последнее время активно применяются в педагогическом и воспитательном процессах. Тем не менее, наилучшие результаты могут быть достигнуты только при консолидации сил педагогов, родителей и общественности.

Необходимо развивать и усовершенствовать личностно ориентированный подход к каждому ученику, следует уделить внимание проблемам прав ребенка и дать правильные валеологические знания.

Хорошоее здоровье - основа долгой, счастливой и полноценной жизни.


Жизненный опыт показывает, и каждый может найти множество тому подтверждений, что заботиться о своём здоровье люди обычно начинают только после того, как недуг даст о себе знать. Часто обстоятельства заставляют человека самостоятельно искать путь к выздоровлению или оказывать помощь своим близким в домашних условиях. А ведь можно предотвратить эти заболевания намного раньше, в корне, и для этого не потребуется каких-то сверхъестесственных усилий. Нужно всего лишь вести здоровый образ жизни...

 

Наркомания. Наркотические вещества, их действие на человека.

 

Наркомания - практически неизлечимаЗлоупотpебление наpкотическими сpедствами и незаконная тоpговля ими в последнее вpемя во многих, особенно pазвитых стpанах миpа пpиняли ка- тастpофические pазмеpы. Официальная пpесса США, Геpмании, Фpанции, Англии, Швеции почти ежедневно сообщает о смеpти своих гpаждан, последовавшей в pезультате злоупотpебления наpкотическими и психотpопными веществами. Hаpкомания захватила во многих стpанах даже подpостков.
Шиpокое pаспpостpанение наpкомании в pазвитых стpанах во многом является следствием тех социальных условий, котоpые там существуют, а именно: безpаботица, неувеpенность в завтpашнем дне, ежедневные стpессы, тяжелое неpвно-психическое состояние, стpемление получить допинг, создающий впечатление пpилива сил, хотя бы на коpоткий пpомежуток вpемени уйти от окpужающей действительности.

А вы знаете, что:
В международном антинаркотическом центре в Нью-Йорке существует документ, указывающий на число наркоманов на земном шаре - 1 000 000 000 человек.

 

Алкоголь и его отрицательное действие на организм.

 

Пить надо меньше...Проблема употребления алкоголя очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков в мире характеризуется огромными цифрами. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей. Ведь алкоголь особенно активно влияет на несформировавшийся организм, постепенно разрушая его.
Вред алкоголя очевиден. Доказано, что при попадании алкоголя внутрь организма, он разносится по крови ко всем органам и неблагоприятно действует на них вплоть до разрушения.
Присистематическом употреблении алкоголя развивается опасная болезнь – алкоголизм. Алкоголизм опасен для здоровья человека, но он излечим, как и многие другие болезни.
Но главная проблема состоит в том, что большая часть алкогольной продукции, выпускаемой негосударственными предприятиями, содержит большое количество ядовитых веществ. Недоброкачественная продукция нередко приводит к отравлениям и даже смертям.
Все это наносит большой урон обществу, его культурным ценностям.

А вы знаете, что:
По данным Госторгинспекции, в 1992 году каждая десятая бутылка была фальсификацией горячительного напитка, в 1993 – каждая четвертая.

 

Курение - одна из вреднейших привычек.

 

Бросить курить, - это 
подвигИсследованиями доказано, в чем вред курения. В дыме табака содержится более 30 ядовитых веществ: никотин, углекислый газ, окись углерода, синильная кислота, амиак, смолистые вещества, органические кислоты и другие.
1-2 пачки сигарет содержат смертельную дозу никотина. Курильщика спасает, что эта доза вводится в организм не сразу, а дробно. Статистические данные говорят: по сравнению с некурящими длительнокурящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 раз - инфарктом миокарда, в 10 раз - язвой желудка. Курильщики составляют 96 - 100% всех больных раком легких. Каждый седьмой долгое время курящий болеет облитерирующим эндартериитом - тяжким недугом кровеносных сосудов.
Табачные изделия готовятся из высушенных листьев табака, которые содержат белки, углеводы, минеральные соли, клетчатку, ферменты, жирные кислоты и другие. Среди них важно отметить две группы веществ, опасных для человека, - никотин и изопреноиды.
По количественному содержанию в листьях табака и по силе действия на различные органы и системы человека никотин занимает первое место.Он проникает в организм вместе с табачным дымом, в составе которого имеются, кроме никотина, вещества раздражающего действия, в том числе канцерогенные (бензпирен и дибензпирен, то есть способствующие возникновению злокачественных опухолей, много углекислого газа - 9.5%(в атмосферном воздухе - 0.046%) и окиси углерода - 5%(в атмосферном воздухе её нет).
Никотин относится к нервным ядам. В экспериментах на животных и наблюдениях над людьми установленно, что никотин в малых дозах возбуждает нервные клетки, способствует учащению дыхания и сердцебиения, нарушение ритма сердечных сокращений, тошноте и рвоте. В больших дозах тормозит, а затем парализует деятельность клеток ЦНС в том числе вегитативной. Расстройство нервной системы проявляется понижением трудоспособности, дрожанием рук, ослаблением памяти.

А вы знаете, что:
Пагубно влияя на половые железы, никотин способствует развитию у мужчин половой слабости - ИМПОТЕНЦИИ!!!
a
Рак у курящих людей возникает в 20 раз чаще, чем у некурящих.

 

Как кофеин влияет на здоpовье и продолжительность жизни?

 

Хоть и вкусно, но вредно 
:)Кофеин относится к психостимуляторам. Они повышают настроение, способность к восприятию внешних раздражений, психомоторную активность. Они уменьшают чувство усталости, повышают физическую и умственную работоспособность (особенно при утомлении), временно снижают потребность во сне (средства, взбадривающие утомленный организм, получили название “допинг” от английского to dope - давать наркотики).
Кофеин - соединение из группы метилксантинов. Это алкалоид, содержащийся в листьях чая (Thea sinensis), в семенах кофе (Coffea arabica), в семенах какао (Theobroma cacao), в семенах кола (Cola acuminata) и в других растениях. У кофеина сочетаются психостимулирующие и аналептические свойства. Особенно выражено у него прямое возбуждающее влияние на кору головного мозга. Кофеин стимулирует психическую деятельность, повышает умственную и физическую работоспособность, двигательную активность, укорачивает время реакции. После его приема появляется бодрость, временно устраняются или уменьшаются утомление, сонливость.
Влияние на высшую нервную деятельность в значительной степени зависит от дозы кофеина и типа нервной системы. В малых дозах у кофеина преобладает стимулирующее действие, в больших - угнетающее. При этом следует учитывать, что для слабого типа нервной системы эффект возбуждения достигается введением небольших доз кофеина, тогда как для сильного типа требуется существенно большие дозы.

А вы знаете, что:
При длительном применении кофеина развивается маловыраженное привыкание. Возможно возникновение психической зависимости (теизм).

 

Сон. Сновидения. Гипноз.

 

Люди, спите дольше!!!У людей и животных сон и бодрствование ритмично сменяют друг друга. О том, насколько сон необходим для жизнедеятельности организма, можно судить хотя бы по тому, что полное лишение сна люди и животные переносят гораздо тяжелее, чем голодание, и очень скоро гибнут. Был поставлен специальный опыт: одних собак полностью лишили сна, а других – пищи. Первые погибли на 5-ый день, а вторые были живы и после двадцати пяти дневного голодания. О неодолимой силе сна сложено много пословиц, а в одной из русских загадок о сне говорится: “ И рать, и воеводу в один мах перевалял.”
Что же такое сон? От чего он возникает, почему так велика потребность в нём? Ответить на этот вопрос пытались не раз. В начале нашего века французские исследователи Р. Лежандр и А. Пьерон поставили опыты, из которых сделали вывод: причина сна – накопление в крови в течение дня гипнотоксина, или “яда сна”. Швейцарский физиолог В. Гесс в 1931 году выдвинул предположение о том, что существует особый “центр сна”, так как в его опытах раздражение определённых участков мозга вызывало сон. Но очень многие наблюдения противоречили этим теориям. Так, например, сросшиеся близнецы, организмы которых обладали общим кровотоком, могли спать в разное время.

А вы знаете, что:
В течение 7-8 часового ночного сна мозг проходит циклы глубокого сна, длящиеся в среднем от 30 до 90 минут, за которыми следуют 10-15 минутные эпизоды быстрого сна.

 

Итоги:

 

Всё вышеперечисленное негативные факторы так или иначе сказываются на вашем здоровье. Поэтому вы ОБЯЗАНЫ соблюдать те рамки дозволенного, которые были определены специалистами в этой области. А для того, чтобы на 100% уберечь своё здоровье в нашем нелёгком мире, необходимо отказаться от вредных привычек.

 

Влияние оздоровительной физической культуры на организм.

 

Заниматься спортом - 
значит не болетьОздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Учение Р. Могендовича о моторно-висцеральных рефлексах показло взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечнососудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.). Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т. е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. Наиболее адекватным выражением количества произведенной мышечной работы является величина энергозатрат. Минимальная величина суточных энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, составляет 12--16 МДж (в. зависимости от возраста, пола и массы тела), что соответствует 2880--3840 ккал. Из них на мышечную деятельность должно расходоваться не менее 5,0--9,0 МДж (1200--1900 ккал); остальные энергозатраты обеспечивают поддержание жизнедеятельности онанизма в состоянии покоя, нормальную деятельность систем дыхания и кровообращения, обменные процессы и т. д. (энергия основного обмена).

А вы знаете, что:
В экономически развитых странах за последние 100 лет удельный вес мышечной работы как генератора энергии, используемой человеком, сократился почти в 200 раз, что привело к снижению энергозатрат на мышечную деятельность (рабочий обмен) в среднем до 3,5 МДж.

 

Формирование здорового образа жизни

 

Природа и человек единыБольшие дозы радиации убивают клетку, останавливают ее деление, угнетают ряд биохимических процессов, лежащих в основе жизнедеятельности, повреждают структуру ДНК и тем самым нарушают генетический, код и лишают клетку информации, лежащей в основе ее жизнедеятельности. В то же время малые дозы радиации, в случае бластогенной трансформации, переводят дифференцированные клетки с ограниченной потенцией к делению в бесконечно делящуюся популяцию, с активным усиленным метаболизмом, с ДНК, сохранившей полную информацию, необходимую для существования и деления клетки. Если, образно выражаясь, при облучении в больших дозах клетки и ткань стареют и гибнут, то при малых возможна трансформация, при которой происходит их омоложение, стимуляция деления, и они начинают бурно развиваться.
Таким образом, явление бластогенеза с общебиологической позиции не противоречит положению о необходимости Природного радиоактивного фона (ПРФ) для нормального существования биоты неблагоприятном воздействии на это существование повышенного ПРФ в пределах малых доз и мощностей.

А вы знаете, что:
В Нагасаки при обследовании группы численностью 67649 чел., получившей дозу облучения от 0,1 до 0,5 Зв-, и другой- 22914 чел., облученных в дозах от 0,5 до 0,99 Зв, не обнаружили избытка заболевания лейкемией по сравнению со средним национальным уровнем заболевания.

 

Закаляются не только моржи...

 

А ведь моржам тоже 
холодноМатериалы двухлетнего врачебного обследования любителей закаливания холодом свидетельствуют о том, что польза его не ограничивается повышением устойчивости к простудным заболеваниям, она много больше. Значительная часть наблюдаемых до начала закаливания страдала различными заболеваниями и, как показали данные опроса, стало закаливаться, чтобы укрепить свое здоровье и избавиться от болезней. Занятия зимним плавания в большинстве случаев приводили к ликвидации имевшихся заболеваний и к их заметному ослаблению. Через год - два занятий эти люди уже не высказывали жалоб, многие из них говорили, что теперь они могут выполнять значительную нагрузку и не чувствует своего возраста. данные обследования показывали что состояние их здоровья улучшились. У большинства увеличивалась жизненная емкость в легких, экскурсия грудной клетки, мышечная сила, привыкания к различным климатическим условиям. Но, пожалуй самым м наглядным показателем пользы закаливания было то, что количество простудных заболеваний у моржей снизилось в пять раз, а количество не трудоспособности в среднем на один случай заболевания - в 2.8 раза.
В технике термином “закаливание” обозначается придание какому-либо веществу свойств большей твердости. В свое время этот термин был заимствован медициной. Говоря о закаливании, обычно имеют ввиду приспособление организма к холоду, но значение этого термина существенно шире. Под закаливанием следует понимать также повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию высокой температуры, ветра, влажности и т.п.

А вы знаете, что:
В первый год длительность купания в зимние месяцы не должна превышать 25 с, на 2-3 год эта процедура может продолжаться до минуты, и лишь со стажем 3-5 и более лет купания до 1.5-2 минуты. В большинстве случаев ограничиваются 30 - 60 сек.

 

Пути обеспечения пищевых рационов витаминами.

 

Пищевые продукты - всему 
головаВ природе практически нет ни одного продукта, в котором находились бы все витамины в количестве, достаточном для удовлетворения в них потребностей организма и взрослого человека, и ребёнка. Поэтому необходимо максимальное разнообразие меню: наряду с продуктами животного происхождения, зерновыми, должны быть овощи и плоды, в том числе в сыром виде.
Для сохранения витаминов в пищевых продуктах, подвергнутых кулинарной обработке или хранению, необходимо соблюдать следующие условия:

- хранить продукты в тёмном и прохладном месте;
- не проводить первичную обработку пищевых продуктов под ярко горящим светильником;
- мыть пищевые продукты в целом виде или крупным куском, нарезать их непосредственно перед приготовлением пищи;
- не оставлять их в воде на длительное время;
- не сливать воду в которой замачивали бобовые или крупы, а использовать её при их отварки;
- подготовленные овощи сразу подвергать тепловой обработке. При необходимости хранения очищенных овощей помещать их в прохладное место не более чем на 3 - 5 ч;
- для варки овощи и плоды помещать в кипящую воду;
- строго соблюдать время тепловой обработки, не допускать перегрева;
- плотно закрывать посуду, в которой проводят тепловую обработку;
- свести к минимуму перемешивание пищи при нагревании;
- шире применять те виды кулинарной обработки, которые не требуют длительного нагревания;
- овощи и картофель лучше варить в кожуре или в целом виде;
-необходимой составной частью каждодневного рациона должны быть сырые овощи и фрукты, ягоды. Резать и тереть овощи, смешивать их и заправлять майонезом, растительным маслом или сметаной только перед употреблением;
- квашеные и солёные овощи хранить под грузом, покрытым рассолом. Не промывать квашеную капусту, так как при этом теряется более 50% витамина С;
- использовать овощные отвары для приготовления супов и соусов;
- хранить готовые горячие овощные блюда не более 1ч;
- срок их реализации должен быть минимальным;
- для овощных отваров, соусов, подлив и супов целесообразно использовать некоторые отходы овощей, богатые витаминами, минеральными и вкусовыми веществами, например кочерыжки капусты, ботву петрушки и ранней свеклы, стебли укропа;
- для повышения витаминной ценности питания в рацион целесообразно включать напитки из сухих плодов шиповника, пшеничных отрубей (источники витаминов группы В);
Необходимо проводить витаминизацию готовой пищи, молока в соответствии с приказом Минздрава СССР № 695 от 24 августа 1972г.” О дальнейшем улучшении проводимой в СССР обязательной С-витаминизации питания в лечебно-профилактических и других учреждениях “. С - витаминизация аскорбиновой кислоты должна проводиться в столовых промышленных предприятий и вузов в весенне-зимний период. При оценке состава витаминов в рационах следует учесть потери их в процессе кулинарной обработки продуктов.

А вы знаете, что:
В школах, школах-интернатах, диетических столовых на крайнем Севере следует ежедневно витаминизировать первые и третьи блюда, в том числе чай.

 

Итоги:

 

Слабо последовать тем советам, которые были описаны выше? Нет? Тогда давайте проверим: вы, в течении месяца ведёте здоровый образ жизни, а я вам гарантирую, что по истечении этого срока вы будете выглядеть, как огурчик!!!

 

 

назад

Используются технологии uCoz