назад

ИСТОРИЯ СЕЛА ТРЕСКИНО

Введение.

 

     На карте Центрального Черноземья России Тамбовской область появилась лишь в конце 30-х годов XX века. Ранее её современная территория входила в состав Тамбовской губернии, просуществовавшей около 150 лет (1779-1928). Губерния, как административно-территориальная единица, была упразднена, её города, сёла, деревни включены в Центральную Чернозёмную область, учрежденную в 1928 году. Спустя 5 лет ЦЧО распалась на две области: Воронежскую и Курскую.

     Решением ЦИК СССР от 27 сентября 1937 года образована Тамбовская область, но в современных границах она окончательно сформирована Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1939 года в составе 42-х районов с территорией 34,3 тыс. кв. км. Ныне её границы соприкасаются: на юге-с  Воронежской, на западе-с Липецкой, на севере-с Рязанской, на востоке-с Пензенской и Саратовской областями.

     В 1940 году в её границах насчитывалось 4 тыс. 301 населенный пункт. Примерно одну треть сельских поселений Тамбовщины составляли большие населенные пункты, где были построены церкви. Такие поселения назывались селами. Они находились в окружении многих деревень и посёлков. Необходимо упомянуть о трагической судьбе 2477 деревень и других поселений, по разным причинам, исчезнувшим с Тамбовской земли, начиная с 1940 года. Село Трескино, о котором пойдёт речь в курсовой работе, находится на грани исчезновения.

     В  истории тамбовской деревни  много трагических страниц:

-насильственная коллективизация в 30-е гг.

-оскудение деревни   к середине 50-х  гг.

-укрупнение сельского хозяйства  в 60- гг.

-          появление неперспективных сел и деревень в 80 - х

-          процесс обезлюдения сел;

-          распад сельского уклада деревни;

Процесс исчезновения сел и деревень продолжается.

 

 

      Историография:

      Село Трескино упоминается в книге Дубасова И. И.

     « Изначальная история населенных пунктов Тамбовской области» Н. В. Муравьева, включает в себя сведения о 705 селах, деревнях и поселках. В их числе: деревни Беляевка, Трубниковка, находящиеся в окружении села Трескино.

     В книге «Трагедия тамбовской деревни» того же автора содержится описание деревень и поселков, исчезнувших навсегда с территории бывшей Трескинской волости: деревня Гвоздевка, поселок «Красный путь».

     Сведения о нашем селе имеются в книге Головой О. В. «Инжавино сквозь века», изданной в 2005 году к 300-летию Инжавино. Автор книги предприняла попытку описать историю наиболее крупных населенных пунктов; в их числе мы находим сведения о селе Трескино. Численность населения начала XX века вызвала сомнения у местных жителей, учителей истории, руководителя школьного музея: в исторической справке на странице 137 данной книги указано количество дворов-143. Мужского пола-4392, женского пола-4374, что не может соответствовать действительности. Возникла необходимость доказать недостоверность представленных фактов, исправить ошибку или опечатку указанного издания (в действительности было дворов-1432,  по сведениям Тамбовской Епархии о церковных приходах).

     В книге «Тамбовские православные храмы» В. Кученковой описана архитектура и внутреннее убранство Никольского храма села Трескино.

     Книга Памяти, изданная к 60-летию Победы, содержит сведения о погибших и пропавших без вести, призванных с территории Трескинского сельского Совета.

     В  Энциклопедия Тамбовской области напечатана статья  о герое Отечественной войны 1812 года генерал-майоре М. Л. Трескине, в честь которого названо село.

     В книге «Кавалеры Ордена Славы» описан боевой путь нашего земляка Н. П. Татаринцева, участника Сталинградской битвы  и форсирования рек: Днепра и Дуная.

     Об уроженце села Шумиловка Трескинской волости Я. М. Синёве, повторившем подвиг Александра Матросова, можно прочитать в книге «Овеянные славой».

     «Вернулись с победой». Так называется книга о воинах-земляках, вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны.

     «Тамбовский мартиролог», изданный к 325-летию Тамбовской епархии, содержит сведения о людях, пострадавших за веру Христову в годы гонений на церковь в нашей стране в XIX веке. Многие из них стали жертвами политических репрессий, развязанных  в СССР в 30-40-х годах прошлого столетия. В их числе священнослужители, рожденные в селе Трескино или служившие в местной церкви.

     На страницах романа-дилогии «Расплата», автор А. Стрыгин  изобразил кровопролитную классовую борьбу за землю и власть в трудные годы становления Советского государства в селе Трескино.

     Историографический анализ позволяет сделать следующие выводы.

     Имеются работы и публикации по истории населенных пунктов, в которых можно найти лишь фрагменты, касающиеся истории села. Незначительное внимание уделено одной из самых крупных волостей Тамбовского края Кирсановского уезда. В частности, отсутствуют сведения о селе  в Энциклопедии Тамбовской области. Некоторые исторические факты и цифры требуют уточнения. Отсутствуют работы, позволяющие   глубоко и всесторонне рассмотреть историю села, его основные этапы  

 

 

Глава 1.  Село Трескино с  древнейших времен до XX века.

 

Из глубины столетий.

    История нашей местности берёт своё начало в глубокой древности. Трудами учёных, усилиями краеведов И. И. Дубасова, П. Н. Черменского, Г. В. Хитрова, С. А. Березнеговского и других установлено, что самые ранние поселения на Тамбовщине возникли в IV-III тысячелетии до н. э. или 5-6 тысяч лет назад.

     С незапамятных времён в нашей местности жила мордва. Ближайшие к ним славянские племена-вятичи населяли территорию современной Рязанской области.

     Эти обширные, но безлюдные пространства юго-восточных границ Московской Руси в исторической литературе получили название «Дикое поле».

      В музее поселка Инжавино есть все доказательства этих древних поселений: керамическая посуда того времени, фотографии  курганов близ сёл Ломовка и Кулевча. Таких курганов по рекам Вороне, Панде, Карай было очень много. (Приложение № 1). Они до сих пор хранят в себе тайну далекого прошлого. Посетители музея могут видеть скифский меч-акинак и каменный топор-молоток, найденные на территории сегодняшнего Инжавинского района.

     Мордва, заселявшая наш край, занималась мотыжным земледелием, скотоводством, охотой, рыбной ловлей.

     В VIII-IX в.в. н. эры  под давлением кочевых племен большая часть мордвы была вынуждена отступить на север под защиту леса. Приблизительно в это время на территорию края стали проникать славяне.

     Экономически более развитые славянские племена стремились овладеть плодородными черноземными землями, способствовали внедрению пашенного земледелия, ускорению хозяйственного процесса. Быстро растет власть русских князей над  мордовскими племенами.

     Нашествие в XIII веке монголо-татарских орд принесло страшное разорение русскому народу.

     Но и после распада Золотой Орды крымские татары ещё долго беспокоят Русь. Эти обстоятельства и вынудили царя М. Ф. Романова в 1636 году издать указ о строительстве города-крепости Танбов.

     Особенно много для заселения нашего края сделал Петр I. (Приложение № 2). Людей привлекала плодородная земля, густые леса, богатые зверьём и птицей,  реки, полные рыбой.

                                                                                                         

 

 

Село Трескино в XVIII веке.

    Впервые Трескино упоминается в переписи 1719 года (Приложение №3).

     Население Трескино составляли помещики, однодворцы, крестьяне, священнослужители, крестьяне-бобыли. Однодворец – значит владелец всего одного двора, мелкопоместный землевладелец. Крепостных у него было двое - трое. Однодворцы вместе со своими крестьянами не только пахали, но и жили вместе. «Барин спал на лавке, а мужик под лавкой».  Помещиков было много: Салтыковы, Сошнины, Олив, Голубцовы.

     Бывшие степные пустоши покрывались многочисленными деревнями, получившие названия от имён или фамилий первых поселенцев деревни, от рода занятий селянина, от названий деревьев, например: Дуровка – крестьянин Дуров; Грушевка – грушевые деревья;

Трескино – владельцы Трескины.

    Селяне сначала строили хоромину -  пятистенку, покрывали её камышом, вместо стёкол в окнах натягивали бычьи пузыри, вместо ламп ставили каганды с лучинами, печь клали из самодельного обоженного кирпича. Били зверя в лесу, ловили вершами рыбу в Панде, ставили пчелиные колоды, охотились на уток и гусей.  

     Над убогими крестьянскими избами возвышались барские хоромы (Приложение № 4). В этих хоромах текла беззаботная жизнь: роскошные пиры, представления домашнего театра, актерами которого были крепостные.

     Во второй половине XVIII века неимоверно усилилась эксплуатация крестьян. Крестьянство становилось главным поставщиком хлеба на рынок. Спрос населения, в частности городского, на хлеб, сопровождался четырех -  пятикратным повышением цен. Одновременно возрос в 5 раз и денежный оброк с крестьян; барщина достигла 3-4 дней в неделю; господствовал барский произвол.

     Наш край в этот период во всех отношениях представлял одну из самых глухих русских провинций. На всем громадном пространстве не было ни единой школы. В Трескино грамоте учились у дьячков. Техника обработки полей была низкой, господствовала деревянная соха и серп. Крестьяне работали в поместьях сначала на барина, потом на себя.

     В Трескино недоразумения между помещиками и крестьянами обычно заканчивались мирно.

     Эхо Крестьянской войны под руководством Е. И. Пугачева (1773-1775) докатилось и до соседнего села Калугино. Пугачевские отряды торжественно разъезжали на бричках и были, тепло встречены населением. Один из отрядов пугачевцев появился и в селах по реке Вороне. В нем насчитывалось более 200 повстанцев. Во главе отряда стоял атаман Кирпичников. Восставшие направлялись на Тамбов, и путь их пролег близ села Трескино

                  

О роде Трескиных.

    В XVIII веке  русское дворянство значительно упрочило своё положение. Помещикам с 1754 года отмежевывали новые земли; до конца столетия они получили 50 млн. десятин. При Екатерине II им было роздано свыше 800 тыс. крестьян.

     Дворянством, вотчиной были пожалованы и Трескины, служилые люди.

     В роду Трескиных были священники, военные, учителя, землевладельцы. К этому дворянскому  роду принадлежал протоирей Кирсанова Трескин, а также братья Иван Львович и Михаил Львович Трескины. Портрет последнего представлен в школьном музее села Трескино (художник  Трубицин), Инжавинском краеведческом музее и  Военной галерее Эрмитажа в Санкт-Петербурге (Приложение № 5).

     Трескин Михаил Львович (1765-1839) из дворян Кирсановского уезда. Село Никольское принадлежало ему. Названо оно было в честь святителя Николая. Но в Тамбовской губернии таких сел с престольным названием было несколько десятков. Позже по распоряжению губернской власти последовало переименование. Село стало называться   Трескино в честь его владельца.

     В военную службу  вступил унтер-офицером 15 марта 1783 года. Служил в лейб-гвардии Преображенском полку. В 1809 году был назначен шефом Азовского пехотного полка. Герой Отечественной войны 1812 года. Честен. Отважен. Благороден. С небольшим количеством солдат сумел взять в плен большой отряд французов при городе Борисове. Преследовал неприятеля от границ Пруссии, где блокировал город Данциг. В 1813 году ему присвоено звание генерал-майора. За умелое руководство войсками и личную отвагу награжден орденами Святого Георгия III степени, Святой Анны II степени, Святого Владимира IV степени, золотой шпагой с надписью «За храбрость» и прусским орденом «За достоинство».

     В 1816 году Михаил Львович Трескин вышел в отставку.

 

Село Трескино в XIX веке.

    К  XIX веку в селе  было около 480 дворов. В 1822 году насчитывалось 16 общин. Крестьяне занимались земледелием, овцеводством. У каждой общины были свои стада, пастбища. Помещик давал надел земли. 85 душ крестьян имели по ¼ га под усадьбу и поле для зерновых. Сеяли просо, ячмень, овес, чечевицу, горох, рожь. В каждой общине избирался староста. Над всеми общинами стоял волостной старшина, над ним - уездный воевода. Староста следил за порядком в своей общине, за дорогами, мостами, угодьями. Если вдруг староста упустит из виду мост, его наказывало волостное и уездное начальство.

     Во второй четверти столетия продолжалось формирование дворянских усадеб. Их владельцы становятся основными заказчиками храмовых строений. В этот период тамбовское дворянство устроило целый ряд церквей, представлявших архитектурную и художественную ценность.

     В 30-40 годы был сильный голод. В 60-пожары. В 1861 году крестьяне получили волю от помещиков. К концу XIX века помещичьи усадьбы обнищали. Зажиточные крестьяне торговали, имели доходы.

     Трескино в XIX веке было крупным селом в губернии. Здесь часто устраивались ярмарки. В центре села располагалась базарная площадь. Там же были качели и карусель. На базаре продавали лишнее зерно, конопляные веревки, мешки, гусей, молоко, масло, мясо, сало, рыбу, мед, яйца, сладости. Можно было купить лошадь, корову, поросенка.

     Завезенные из Тамбова еще в XVIII веке карты оставались в традициях села и в XIX веке. В праздники и в долгие зимние вечера играли на мелкие деньги.

     Парни с девушками знакомились на посиделках.

     Женщины ткали половики, плели кружевные скатерти, салфетки, воротники, подзоры, пряли и сучили пряжу, вышивали.

     Крестьянские дома были в основном крыты соломой. Внутри – русская печь, полати, сундуки, стол, кровать в горнице, угольник с иконами  (Приложение № 6).

     В зимнее время полы застилались соломою. Они были земляные. На ночь корову заводили в избу. Овцы с ягнятами и куры жили за печкой. Весело справляли престольный праздник – Николу – 19 декабря. Постились до Рождества. На Рождество славили Христа, в святки по селу ходили  ряженые, пели колядки, получали угощение от хозяев. Девушки гадали со свечкой и водой.

     Зимой с горы катались на деревянных санях не только дети, но и взрослые. Ребятишкам санки часто заменяли ледянки.

     На Масленицу пекли блины, ходили в гости, разъезжали по селу на лошадях, украшенных лентами. Перед Пасхой постились. На рассвете в день Пасхи святили куличи, яйца.

 

Никольский храм.

    В 1839 году, незадолго до своей кончины, Михаил Львович Трескин передал 1500 рублей на строительство церкви в его родовом имении.

     В 30-40 годах XIX века появился новый тип церквей с большими глухими куполами и многоколонными портиками, который предписывался Тамбовским епископом Николаем на основании «Кратких наставлений о строительстве каменных церквей» с приложением чертежей образцовых фасадов, изданных в 1824 году и приобретенных епархией. С использованием предложенных проектов был построен и Никольский храм в селе Трескино (1841год) (Приложение № 7).

     В плане представлял он продолговатый крест. Построенный умелыми мастерами-каменщиками из кирпича, изготовленного в самом Трескино, храм поражал своей грандиозностью, массивностью. Он высоко вознесся  над небольшими домами села.

     Объемный куб венчал глухой купол, покрытый медянкой. Он был виден издалека. Деревянный крест, обвитый железом, сиял позолотой. Часть притвора церкви служила основой для четырёхгранной колокольни. Паперть была вымощена крупными плитами из белого камня. Окна храма, расположенные в два яруса, оформлены полуарками и изящными железными решетками. Вход в церковь, а также южная и северная часть внешней стороны были украшены четырех колонными портиками.3

     Старожилы вспоминают, что звон большого чугунного колокола был слышен в Инжавино и Калугино. Ему вторили небольшие колокола.

     При храме впоследствии построена богадельня, просвирня.

     Комплекс был обнесен  кирпичными столбиками с ажурной решеткой. В склепе храма похоронены священнослужители.

     Внутреннее убранство храма покоряло прихожан. Белый иконостас с иконами в золотых рамах, настенная роспись и небесно-голубой цвет стен производили на молящихся божественное впечатление.

     Приход церкви был большой: село Трескино, деревни Соболевка, Беляевка, Тарбеевка, Шумиловка, Леоновка, Курган, Тряпичкино, Трубниковка, Князевка, Грушевка, Гвоздевка, Кирьяковка, Казначеевка, Дуровка, Козловка, Аполлоновка, Гагино, Калиновка, Анютино, Михайловка, Свищевка и другие.

     Священнослужители жили особняком в своих домах недалеко от церкви. Это часть села до сих пор называется Поповым Углом. Служители церкви имели 20 тыс. десятин земли, держали по 2 коровы, овец, свиней. В доме работала прислуга, земельные участки  обрабатывались с помощью крестьян-прихожан.

     В 1937 году церковь была закрыта. Церковные ценности вывезены, часть имущества разграблена. Спасая от разграбления храм, прихожане уносили домой иконы, прятали их от властей.

     Помещение церкви стали использовать как склад, а позже, разрушив притвор, использовали кирпич для преобразования храма в школу. Колокольня была превращена в котельную .

                                                                                                                                                                   

 

Глава 2.                     Начало XX века.

 

Становление Советской власти.

    После реформы 1861 года крестьяне остались без земли или страдали малоземельем.

     К  1901 году количество безлошадных по губернии достигло 29,4%, т.е. из каждых четырех дворов – один двор не имел лошади (Приложение №9).

     Крестьяне страдали от малоземелья. В Трескинской волости надел земли на ревизскую душу составлял 3 ½ десятины. Крестьяне вынуждены были покупать землю.

     Положение крестьян после отмены крепостного права усугубилось еще  тем, что они получили худшие земли по плодородию и, кроме того, потеряли выпасы и пользование лесами, которые теперь оставили помещики крестьянам в исключительных случаях, а сами стали полными их обладателями.

     За неплатежи, недоимки описывалось имущество, делались изъятия, что приводило к еще большему обострению, накалу противоречий между богатыми и бедными, между дворянами и крестьянами, к созданию необходимых условий для революционных выступлений крестьян. Тамбовская губерния по размаху революционного движения накануне событий 1905-1907 годов стояла на третьем месте после Саратовской и Симбирской губерний.

     Особенно жестокие схватки с помещиками отмечались в нашем, бывшем Кирсановском уезде. Почти ежедневно поступали тревожные сведения о горячих схватках жителей с казаками из Инжавинской, Карай-Салтыковской, Балыклейской, Красивской, Трескинской, Чернавской волостей.

     Революционное движение разгоралось, и для его подавления пришлось вмешиваться самому царю. Он отдает приказ о направлении в Тамбовскую губернию несколько карательных отрядов для подавления восстания.

     После подавления крестьянского восстания жизнь вошла в мирное русло (Приложение № 10).

      После Великой Октябрьской Социалистической революции 20 декабря 1917 года Кирсановский уездный исполком Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов постановил: послать в волости людей для организации Советов. В сентябре 1918 года возникла Трескинская партячейка.

      Советская власть была установлена в Трескино  в 1918 году. Трескинский волостной Совет образован в числе первых в губернии – 27 февраля 1918 года. Крестьяне  громили помещичьи усадьбы, делили землю и скот, забирали с/х инвентарь, увозили хлеб. В 20-е годы преобладали единоличные хозяйства, в которых было по 2 лошади, 1-2 коровы, овцы. Около изб располагались рыги, амбары, кладовые, сады. Хозяйство носило полунатуральный характер.  В селе были  паровые и   водяные мельницы.

 

«Антоновщина».

    В 1918-1920 годах нашего села коснулись события гражданской войны. Кирсановский уезд считался одним из самых активных  в революции. Стремясь по-своему решить земельный вопрос,  крестьяне добивались новой социальной системы, основанной на принципе  «свободный труд на свободной земле». Крестьянство всегда старалось обособиться от власти. В 1918 году наступает  ее кризис. Увеличился показатель плотности населения: в Трескинской волости   на квадратную версту  проживало до 50 человек. Соединение природного, социального, демографического фактора обострили политическую ситуацию в крае.  Был объявлен  «крестовый поход» городских рабочих в деревню для борьбы против кулаков и спекулянтов, проведения хлебных заготовок, были созданы комитеты деревенской бедноты.  Тамбовская губерния была хлебной  и потому испытала на себе всю тяжесть продовольственной диктатуры. Продразверстка ограбила крестьян. Продотряды применяли насилие, проводили ничем не оправданные поборы. Отталкивали тем самым  крестьян от Советской власти.  Вывозился  хлеб, продукты питания, скот, одежда. Антонов, бывший начальник милиции, имея запасы оружия, подготавливал крестьян к вооруженному восстанию. Его сподвижники Ишин, Токмаков, Михалев, Герман агитировали крестьян бороться  за сохранение  частной собственности, восстать против Советской власти.  Токмаков был назначен Антоновым,  возглавить трескинскую милицию. В здешних местах формировались конные отряды повстанцев. Особенно сочувственно  к антоновскому выступлению отнеслось население Паревской, Калугинской, Курдюковской, Трескинской волостей.4 В село являлись всадники с красными повязками на фуражках, назывались продотрядом, зверски расправлялись с местной властью и представителями ВЧК. Осенью 1919 года  днем был убит уполномоченный ВЧК Шехтер,5 похороненный неподалеку от здания Трескинской школы. (Приложение № 11).  До 4 сентября 1920 года антоновцы заняли Трескинскую волость. Здесь произошло столкновение с отрядом красноармейцев  Маслакова. Был убит завполитбюро Сачко. Не встречая должного сопротивления, выступления быстро распространялись.   В селе Трескино и деревне Тарбеевка у Антонова были становые избы, где он мог отдохнуть, набраться сил, запастись провизией для войска, поменять лошадей, пополнить отряд добровольцами из местных мужиков. Продовольствие доставлялось населением добровольно. Да они сами же являлись повстанцами.  30 % мужского населения Трескинской волости служили в отрядах Антонова. Там, где не давали подводы добровольно, Антонов брал силой.  Несогласных расстреливали  у церкви, в Майданской яруге,  в Беляевке, на Лысой горе…

    Местные жители  вступали  в ряды Красной Армии  и  участвовали в боях и облавах: Москвичев Иван Степанович, Шатилов Матвей Иванович, Панферов Григорий Иванович.  Старожилы села помнят трагические эпизоды  Гражданской войны.

       За период с 16 июня по 4 июля 1921 года была проведена планерная  работа по искоренению бандитизма  и восстановлению Советской власти в  селе: установлены полные списки бандитов –280;

добровольно явившихся   –25;

взято в плен  при облавах –24;

изъято в боях дезертиров - 117;

конфисковано имущества у 114 семей;

выселено – 83 семьи.6

Сосланные семьи находились в концлагерях Тамбовской губернии. В качестве заложников забирали детей , женщин и стариков.

     После подавления антоновского восстания в ЧК поступали доносы на жителей села, у которых антоновцы когда-то ночевали или брали хлеб. Этих людей обвиняли в соучастии, подвергали репрессиям, увозили и расстреливали. Судьба многих трескинцев остается неизвестной. Например, без вести пропал   Агапов Гаврила  Петрович.

Первые колхозы.

    В конце 20-х - начале 30-х годов началась насильственная коллективизация. Из мелких собственников крестьян превратили в наемных людей. Труд колхозника обесценился. На трудодень приходилось максимум 150-200 граммов ржи или пшеницы. Деревня страдала от бесправия, тяжких поборов, репрессий, когда за сбор колосьев на колхозных полях отправляли в ГУЛАГ.

     В  1929-30 годах в селе организовали первые колхозы. Они назывались «Путь женщины», «Сталинский рассвет», « им. Молотова», «им. Сталина», «Восьмое марта», «им. Красной Армии», «Красный путь», «им. Тимошенко» и другие.  На территории Трескинского сельского Совета, первым председателем которого избрали Попова Григория Андреевича, находилось 10 колхозов.

     Землю колхозники обрабатывали на лошадях, быках, пользуясь деревянными боронами. Железные появились позже. Использовались крюки, косы, серпы, связки, молотилки.

     Появились первые МТС. Насчитывалось 29 механизаторов, но труд в основном был ручной: вручную сеяли, косили, вязали снопы, собирали коноплю, заготавливали корма.

     Выращивали пшеницу, рожь, просо, подсолнечник, махорку, лен, коноплю. Сдавали государству мясо, молоко, яйца, овощи,  овчину, шерсть.

     Колхозам было рекомендовано использовать для вывозки хлеба малопродуктивных коров, а также привлечь к этой работе коров колхозников. Зерно для посева носили в мешках из заготовительных пунктов.

     К 1934 году коллективизацией охвачено 68% крестьянских хозяйств, 25% населения занимались отхожим промыслом, 7%-единоличники.

 

 

Быт трескинских селян.

    Короткий период нэповских лет явился для крестьян своеобразной передышкой. До коллективизации  в севооборот были включены заброшенные земли, обустраивались крестьянские подворья. По вечерам слышались переливы гармоники, устраивались девичьи посиделки, заоколичные гулянья. На сельской ярмарке продавали дешевый хлеб, мясо,  овощи, живую птицу. В селе работало 2 водяных мельницы, многие крестьяне стали применять в своих хозяйствах конные жатки, сенокосилки, молотилки, веялки, плуги, крупорушки. В селе имелась своя кожевня, выделывали, главным образом, кожу овец. Закладывали ее в «квасы» в больших чанах, затем отбивали мездру. Из овчины шили полушубки, шапки. В кузнице изготавливали подковы, цепи, запоры, решетки, сошники, гвозди, крючки…

     По селу ходили мастера-кустари: маляры, бондари, решетники, стекольщики, вальщики, мебельщики, игрушечники.

      Женщины работали во многих промыслах рука об руку с мужчинами. В местах, где сеяли лен и коноплю, на женщину выпадала вся забота по их обработке. Зимой женщины пряли и ткали. В селе Трескино в крестьянской семье имелся примитивный ткацкий станок с бердами, которые передвигались вручную. На них ткали узкие половики из разноцветных ленточных лоскутов, холщовые и льняные подстилки и полотенца. Были известны два способа узорного ткачества: закладное и браное. В закладном – основа та же, что и в обычном. Для утка берут разноцветные шерстяные нити, ряд за рядом пропускаются они лишь на длину своего узора, и каждая из них образует свою небольшую часть. В фон укладывается такая же нить, узор получается похожим на вышивку. Закладные ковры заказывали особым мастерицам в деревне Траковка (в 3-х км от Трескино): Бучиной Александре Михайловне, Дюковой Клавдии Васильевне. Особый вид ручного ткачества – разрезной: шаблоны обшиваются цветными нитями, эти нити разрезаются по линии середины. Такой ковер соткала вручную жительница села Татаринцева Серафима Васильевна (Приложение № 14).

     В нашем селе было широко распространено плетение кружев крючком из белых хлопчатобумажных ниток. Плели скатерти, подзоры, салфетки (Приложение №15). Из цветных шерстяных ниток вязали покрывала для сундуков, чехлы для стульев. (Приложение № 16).

     Вышивальный промысел был развит повсюду.

 

Одежда крестьян Трескинской волости.

    В первой четверти XX века женская одежда  крестьянки была простой и нарядной:

1.     Ситцевый лиф, к нему пришивалась холстинная юбка-подставка.

2.     Сверху надевалась юбка-тяжина, из домотканного сукна. Рисунок: полоски или клетки. Низ юбки украшали каймой. На поясе застежка в 10-15 крючков.

3.     Кофта-баска на подкладке с оборкой по талии, рукав к низу сужен, у плеча присборен (местные говорили: «Рукава с грибами»). Воротник - стойка.

4.     Кафтан из сукна приталенный, к низу широкий, на пуговицах.

5.     Корсетка на шнурках без застежек, длинная с воротником.

6.     Поддевка – короткая одежда до талии, простеганная «хлопками» из конопли.

7.     Головные уборы: платки, шали шерстяные, красные, черные, зеленые, клетчатые.

      Мужской крестьянский костюм:

1.     Рубашка-косоворотка, длинная, подпоясанная кушаком.

2.     Штаны холстинные, в поясе веревка, портки носили под штаны те, кто побогаче.

3.     Праздничная рубашка – льняная или холщовая, приполок и подол расшиты цветным рисунком.

4.     Головные уборы: суконный картуз , зимой -  овчинная шапка.

5.     Обувь: онучи, лапти.9

Репрессии  священнослужителей    30-х годов.

    В традиции села было почитание религиозных праздников, посещение храма. Для простых людей церковь была истоком красоты, центром грамотности и милосердия. Никольский храм долгое время оставался самым красивым сооружением, украшенным мастерски выполненными фресками, наполненным изумительной гармонией церковной музыки и колокольного звона. Кроме того, здесь хранились исторические документы, метрические книги.

     Волна антирелигиозной волны способствовала закрытию церкви. В 1937 году была проведена операция по изъятию враждебных классов. Первыми жертвами репрессий были священнослужители:

     Сидоров Александр Феофанович, 1889 г. р., на момент ареста служил ктитором в церкви села Трескино. Приговорен к расстрелу.

     Гаврилов Георгий Павлович, 1872 г.р., уроженец с. Трескино, на момент ареста служил священником села Иноковка Кирсановского района. Приговорен к расстрелу.

     Казаринов Алексей Матвеевич, 1882 г. р., уроженец с. Трескино, служил священником в городе Кирсанове. Приговорен к расстрелу.10         

 

Село Трескино в годы Великой  Отечественной войны.

    1941 год. В селе никак еще не могли опомниться от ударов Гражданской войны, разрушительных экономических последствий коллективизации и массовых репрессий 1930-х годов, смертных голодовок 1932, 1933, 1937 г. г. Ослабленную рабочую силу набирали на стройки первых пятилеток. Урожайность зерновых составляла чуть более 7 ц с га. Поголовье скота сократилось. Колхозы были должниками у государства по поставкам сельхозпродукции. Уже в начале войны из колхозов были изъяты большая часть мужского населения, тяжелые тракторы, грузовые автомобили, лошади. Мобилизация на фронт началась 26 июня 1941 года. Более 500 трескинцев было призвано на фронт. В райвоенкомат поступали заявления о принятии добровольцами в ряды РККА. В их числе были заявления председателя Грушевского с/с Луканкина. Подавали заявления и девушки. Например, учительница Трескинской средней школы Андрианова, имея медицинское образование, просила РВК принять ее добровольцем Красной Армии. Просьба была удовлетворена.11

    На полях трудились женщины, старики и подростки. Работа в тылу в военные годы требовала порой не меньше мужества, физических и нервных сил, чем на полях сражений. Женщины и старики работали в поле, молодежь - на току, а самые маленькие бегали по полю, собирали колоски. Среди населения нашего района широкое развитие получило движение по сбору средств на строительство танковой колонны «Тамбовский колхозник», эскадрильи самолетов. Газета «Трибуна колхозника» от 12 января 1943 года сообщала об участии наших земляков в сборе средств: «Председатель колхоза имени Тимошенко Трескинского сельского совета П. И. Симаков отчислил от своих трудовых сбережений для Красной Армии 10 тысяч рублей».12

     42 человека обучалось на курсах Калугинской МТС. Трескинские колхозники  ежедневно ходили на  учебу за 12 км. В селе некоторое время жили эвакуированные с оккупированных территорий. Они трудились в колхозе.

     Трескинцы откликнулись на почин по мобилизации на строительство оборонительных сооружений в городе Котовске.

     В 1943 году сев, обмолот, уборка большей частью  производились вручную, пашня поднималась на коровах, волах и «на себе». Выдача зерна на один трудодень не превышала 250 гр. В сельский рацион военного времени прочно вошли лебеда, крапива, речные ракушки. Умирая в буквальном смысле, село дало армии и фронту все: людей, продовольствие, сырое топливо, теплые вещи, деньги, приняло беженцев и эвакуированных, разместило в Шумиловский детский дом им. Сталина более ста детей -  сирот.

     Наши земляки сражались на всех фронтах: мужественно защищали город Сталинград Татаринцев Василий Евдокимович, Панферов Иван Федорович, Синелев Захар Степанович. На Курско-Орловской дуге погибли Дюков И. С., Калашников Н. К., Неретина А. С., Темляков И. Я., Шатилов В. С. Некоторые дошли до Берлина. Среди бойцов, участников Сталинградской битвы и форсирования рек Днепр и Дунай, отличился  уроженец села Трескино Татаринцев Николай Петрович (1924-2007 г).

     «В селе Трескино, где пустили свои корни мои предки, -  рассказывал Николай Петрович, - Татаринцевых знали как людей трудолюбивых. У моего деда было четыре сына, все как на подбор – рослые, широкоплечие, работящие и очень дружные. Когда получили после революции землю, радовались и работали на ней от зари до зари. И жить стали получше, хлебушко всегда на столе был. Отец мой, как и братья его, чуть забрезжит восток, уже на ногах».13

     А в 1933 году во всей стране разразился страшный голод. Он унес много жизней. А вскоре началась война. В 1942 году под Сталинградом решалась судьба страны. Николаю Татаринцеву в тот год исполнилось всего 17 лет, когда он попал на фронт (Приложение №17).

     Воевать начал под Сталинградом, когда фашисты находились в окружении. Этому  предшествовала упорная и настойчивая учеба мастерству минера. Немного прошло времени, и он стал хорошо разбираться в конструкции мин и секретах их обезвреживания или постановки.

     После поражения под Сталинградом немецкое командование решило взять реванш под Курском. Бои были жаркие. Враг летом 1943 года рвался к городу, бросив на это направление полчища танков и артиллерии. Однако многие из них замерли, подорвавшись на минах советских саперов. Атаки следовали одна за другой. Но враг не прошел. За умелые боевые действия, смелость, смекалку и храбрость по отражению атак противника Николай Татаринцев был награжден медалью «За отвагу».

     Советские войска устремились на запад. Трудные бои были за преодоление водных преград. За участие в боях при форсировании Днепра, Днестра и Дуная Николай Татаринцев 19 сентября 1944 года был награжден орденом Славы 3-ей степени, а 11 марта 1945 года удостоен ордена Славы 2-ой степени.

     С боями прошел сапер Татаринцев Румынию, Польшу, Венгрию, Чехословакию. Последний бой для Николая был в апреле сорок пятого года у города Моравска-Острова. При очистке территории взорвалась мина. Ее осколок повредил глаз, обожгло лицо, а взрывной волной сильно контузило. О победе Николай узнал в госпитале города Брно.

     Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении сапера Татаринцева Николая Петровича за проявленные храбрость и мужество при освобождении Чехословакии орденом Славы 1-й степени был опубликован после окончания войны, 15 мая 1946 года, когда Николай Петрович уже год жил и работал в родном Трескино.

     Говорят, что саперы ошибаются один раз. Николай Петрович за все годы войны ни разу не ошибся и героем вернулся в родные края.

     После войны кавалер Орденов Славы 3-х степеней вернулся на родину и работал заготовителем в сельпо, в колхозе конюхом, затем развозил горючее.

     28 лет Николай Петрович посвятил потребкооперации, работал продавцом в магазине. После ухода на заслуженный отдых переехал в Инжавино. В 1987 году власти выделили его семье квартиру. До 2002 года проживал в райцентре, но затем переехал к детям в родное Трескино (Приложение №18).14

     Еще один наш земляк, уроженец села Шумиловки Трескинской волости, автоматчик 9-й гвардейской стрелковой бригады, рядовой, Яков Михайлович Синев (1913-1943) (Приложение №19), повторил подвиг Александра Матросова – своим телом закрыл амбразуру вражеского дзота, защищая честь нашей Родины. Погиб в боях за город Крымск. Звание героя Советского Союза присвоено 25 августа 1943 года. Навечно зачислен в списки части.

     Отец отважного воина прислал его товарищам письмо: «У меня было три сына: Петр, Иван, Яков. С отцовским напутствием проводил я их на войну…

     Смертью храбрых погибли два сына, а теперь погиб и младший Яков, опора моей старости. Это очень тяжелый удар для меня. Но они погибли, как герои, за счастье Родины…

     Сынки, товарищи моего Якова! Фашисты убили моих сынов.     Отомстите! Пусть черная кровь извергов льется рекой. Гоните их до самого Берлина».

     Герои не умирают. Они всегда в строю!

     Министр Вооруженных сил СССР приказал навечно зачислить Якова Синева в списки 14-го отдельного гвардейского краснознаменного орденов Суворова и Б. Хмельницкого батальона.

     В казарме батальона есть уголок Героя Советского Союза Якова Михайловича Синева.

     Свято чтят память героя земляки. Его именем названа одна из улиц г. Тамбова и Инжавино. Именем Синева названа улица в станице Крымской Краснодарского края. На его могиле установили памятник, сооруженный рабочими консервного комбината.15

     Так сражались наши земляки.

     Погибло и пропало без вести более 330 человек.

     9 мая 1990 года в селе был открыт памятник воинам – трескинцам, павшим на полях сражений Великой Отечественной. (Автор - учитель труда Татаринцев В. И.) (Приложение № 20)

                                                                             

Глава 3.  Село  Трескино в период с 1950 года до настоящего времени.

 

Послевоенное время.

    Завершилась Великая Отечественная война. Настали трудные послевоенные годы. Пришедшие с войны солдаты  сразу же включились в колхозную жизнь. Поля обрабатывали наполовину вручную, сельскохозяйственные машины в МТС сильно износились, требовалось восстановить машинный парк и прицепной инвентарь. В 1946-49 годах обновился парк МТС, были получены новые тракторы, плуги, сеялки, жатки. В Калугинской МТС работали трактористы и комбайнеры из села Трескино (Приложение №21). В 50-е годы колхозникам выдавалась на один трудодень в среднем 1 кг 150 г зерновыми и 28 копеек деньгами.

     Трескино исстари славилось садами: яблони, груши, черешни обязательно росли около каждого дома. Не имея денег, люди были вынуждены ездить в город и продавать тернослив. Уход за садами стал не выгоден. Каждый член колхоза должен был платить натуральный налог. Деревня беднела и к середине 50-х гг. достигла серьезного оскудения, особенно в нашей, лесостепной местности.

     После смерти Сталина началось потепление. Натуральный налог заменили денежным. Сельчанам разрешили выезжать в города, рабочие поселки. На территории села была своя ческа, пекарня, два магазина, вечерний ларек, чайная, почта, ветлечебница, сепараторный пункт, сельпо, средняя школа, клуб, библиотека. Село было густонаселенным.

     В 1954 году по комсомольской путевке механизатор Минаев Михаил  Егорович отправился в Алтайский край  осваивать целинные земли.

 

 

 

Трескино в 60-90-е годы.

    Постепенно руководители хозяйства перевели  сельскохозяйственный парк  в деревню Соболевка.  Здесь же   построили фермы, мастерскую, кузницу, столовую. В летний период были организованы таборы для ремонта техники и отдыха рабочих. В начале 60-х гг. прекратили существование колхозы. Земли были переданы совхозу «Калугинский». Село  Трескино  превратилось во 2 отделение базового хозяйства. Трескинский сельский совет был упразднен. Все документы  были отправлены в Калугинский сельский совет. Сохранить их не удалось. Ряд населенных пунктов были включены в список неперспективных  согласно решению №482 Исполкома Тамбовского областного Совета . Так за период с 1960 по 1975 гг. полностью прекратили свое существование д. Дуровка, д. Кургановка, д. Казначеевка, п. Гусь Митропольский, пос. Красный путь (бывшая коммуна). 

     В 1965 году в село проведено электричество. В домах появились первые телевизоры и радиолы.   А  до этого времени слушали  песни  Л. Руслановой  и М.Мордасовой,  раскручивая  патефон. 

      Механизаторы    2 отделения совхоза «Калугинский»  в 70 е годы добились высоких результатов. Комбайнеры Агапов Петр  Иванович и  Кондратьев Михаил Иванович  были удостоены  высокой правительственной награды – ордена  Трудовой Славы 3 степени.  Доярки: Слепцова Роза Григорьевна, Скачкова Валентина Ильинична,  Дадонова Зинаида Петровна, Ванина Антонина Серафимовна    неоднократно награждались  Почетной Грамотой за высокие надои молока.

     С укрупнением хозяйства  началось бегство сельских жителей  из деревни в города. С 1975 по 1992 год исчезли деревни Гвоздевка, Тряпичкино.  Население резко сократилось. Если в 1984 году  оно составляло 700 человек, то к 90-му году уменьшилось вдвое.

     В период перестройки совхоз «Калугинский» обанкротился  и прекратил свое существование. Село пришло в упадок. Разрушены фермы, закрыты столовая, мастерская,  магазины, Дом инвалидов. Поля  превратились в заросли сорняков.  Не имея рабочих мест,  жители  занялись домашним  хозяйством,  излишки сельхозпродукции  продавали перекупщикам, чтобы приобретать  необходимые для жизни товары  и продукты питания. Вместо совхозов и колхозов появились СХПК. Жители села Трескино вступили в СХПК «Калугинский». Сельское хозяйство остается одной из основных отраслей. Посевные площади составляют 5-6 тыс. га.

 

Село в начале XXI века.

     В 2000 году на смену СХПК пришли арендаторы ООО «Поля русские». Основные сельхозкультуры, выращиваемые на полях – это зерновые, подсолнечник, сахарная свекла, кормовые культуры. На площадях животноводческих ферм открыто производство ценных органических удобрений. Около 20 человек, проживающих в селе Трескино и деревне Соболевка,  работают в селе Калугино. Организован подвоз рабочих. Дорогу   с твердым покрытием  до села Трескино так и не построили, не смотря на многократные решения этого вопроса на разных уровнях власти.

     Население села Трескино сокращается с каждым годом. В настоящее время в микрорайоне села проживает 160-170 жителей. 70% - пенсионеры. Уровень естественной убыли  превышает рождаемость. В селе закрыты магазины. Хлеб и продукты питания жители приобретают у частных предпринимателей. Медицинскую помощь осуществляет фельдшер действующего ФАПа. В селе имеется основная общеобразовательная школа. Число обучающихся – 12 человек. В здании школы находится сельская библиотека. Школа, библиотека, музей истории села    образуют  сельский социо-культурный комплекс.

Дом культуры не отапливается. В летнее время в нем проводятся вечера для молодежи. В основном досуг организуется стихийно.

    В 2005 году не стало деревни Тарбеека. Ее жители переехали в соседнее село, ближе к дороге, медпункту, магазину. Не смотря на упадок, жизнь села продолжается.

 

 

назад

Используются технологии uCoz