назад

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТРЕСКИНСКОЙ ШКОЛЫ ИНЖАВИНСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

1.1.         Первая школа в селе Трескино.  Церковно-приходская школа.

До 1869 года в селе могли обучаться грамоте лишь у дьячков. Первая школа в Трескино открыта крестьянским обществом в 1869 году, о чем официально уведомил губернское начальство Кирсановский уездный училищный совет 24 октября. Согласно донесению училищного совета, в составе учащихся числилось 20 мальчиков.  Их обучал унтер-офицер Акинфеев за 68 рублей в год из средств общества, отпускаемых на содержание школы в сумме 72-х рублей. С начала 70-х годов оно отпускало 58, а в 80-х годах по 108 рублей в год. В 1876 году Трескинскую школу обследовал инспектор народных училищ Лебедев. В своем акте он записал:

«Помещается училище в двух комнатах волостного правления, очень тесно. Преподает все предметы учительница Розова, в последние шесть месяцев живет на 5 рублей с копейками в месяц, не получая земского пособия, и крайне нуждается в необходимом для жизни».4

В 1885 году 60 мальчиков и 6 девочек обучала Елизавета Зорзина путем домашнего воспитания и обучения.

В конце XIX века в ней училось 109 человек. В первом десятилетии XX века открылась церковно-приходская школа. Основная школа была переведена в разряд двухклассной.

Церковно-приходская школа строилась в 1908 – 1911 годах (Приложение № 3). Финансировал строительство зажиточный крестьянин Коледин Устин Антонович из деревни Трубниковка. Это просторное здание из красного кирпича с большими светлыми окнами, высокими потолками, украшенными лепниной. Дубовые двери, печи, обложенные кафелем, в каждой классной комнате, арочные своды в коридоре. Внутри производит впечатление церковного здания. Фундамент низкий, толстые стены глубоко уходят в землю. Снаружи это обычное светское здание незатейливой архитектуры с парадным входом. Кирпичный выступ над дверью украшен ажурной чугунной решеткой. Это придает зданию определенные стилевые черты дореволюционной эпохи. При школе был разбит прекрасный фруктовый сад, вырыт круглый бассейн, каменная чаша которого сохранилась до сих пор. Липовая аллея, клумбы с яркими цветами. Это был самый уютный и живописный уголок в селе (Приложение № 4). Учителем в церковно-приходской школе служил Феофан Захарович Синелев из деревни Беляевка.

В церковно-приходских школах преподавали только Закон Божий, письмо, счет, церковно-славянское чтение и церковное пение. Учились в таких школах бесплатно, но не все дети могли ходить даже в них. Многим приходилось отказываться от учебы, так как не было одежды, другие дети сидели дома с младшими братьями и сестрами. Носили дети очень скромную форму: девочки посещали школу в светлых сатиновых платьях, а мальчики в рубашках-косоворотках. Вместо портфелей у них были холщовые сумки. По учебнику «Букварь совместного обучения письму, русскому и церковно-славянскому чтению и счету для народных школ» учились дети чтению и письму. Эта книга соединяет в себе и азбуку, и прописи, и чтение. Писали деревянными ручками с перьями, а еще раньше гусиными перьями, обмокая их в чернильницы, сделанные из цельного куска графита или угля.5

Руководство  было в руках духовенства. Но если раньше они вели почти все предметы, то к концу века только Закон Божий. Остальные предметы преподавали учителя со специальным образованием, чаще женского пола. Успеваемость в школах напрямую зависела от отношения учителей к своему делу. Например, в селе Трескино  были две школы: одноклассная и двухклассная. В 1915 году в одноклассной успеваемость очень слабая, а во второй – очень хорошая. Свою роль играла и продолжительность года. В сельской местности она была связана с погодными условиями и сельскохозяйственными работами. В Кирсановском уезде продолжительность учебного года 112 дней – это средний показатель по епархии.

В первую мировую войну школы активно помогали фронту. Учителя собирали деньги. Вместе с учащимися собирали вещи, шили, вязали разную одежду для солдат.

Целью школы было воспитание православного христианства в истинах веры и подданного Российского самодержца. И этим целям она соответствовала.6

 

 

 

 

1.2.         Трескинская школа в 20 -  30 годы.

В 1918 году Советская власть начала коренную перестройку. Главным направлением этой работы было преодоление неграмотности сельского населения. С этой целью созданы комитеты по ликвидации безграмотности (ликбезы). Строилась новая советская трудовая школа.7 В 1918 году церковно-приходская школа реорганизована  в единую Трудовую школу 1 ступени.

 Школьных помещений не хватало. Здание церковно-приходской школы было приспособлено для учебных занятий. Не хватало учительских кадров, священнослужители уже не занимались законоучительством.

Из кратких отчетов этого времени удалось выяснить, что заведовала школой в селе Трескино до 1932 года Карагодова. Наряду с четырехлетней школой действовала изба-читальня, открывшаяся в начале 20-х годов. Заведовали избой-читальней Сидоренко, позже – Афиногенов Н. А.8

В 1924 году в селе Трескино возникла комсомольская ячейка. Она состояла из молодежи, ранее певшей в церковном хоре. Первым секретарем ячейки был Сучков Павел Максимович.

В 1925 году при избе-читальне  был создан пионерский отряд. Первой пионервожатой стала комсомолка Панферова Раиса Захаровна. В пионерский отряд ребята записывались по желанию. Время было напряженное, смутное, поэтому родители боялись и не разрешали детям становиться пионерами. В первом пионерском отряде числилось всего 11 человек:

1.     Агапов Алексей

2.     Агапов Иван

3.     Крюченкова  Александра

4.     Крюченкова Нина

5.     Лобачева Мария

6.     Лобачев Петр

7.     Миронов Александр

8.     Панферова Александра

9.     Панферова Юлия

10.                       Татаринцев Иван

11.                       Татаринцев Николай

В 1928 году пионерский отряд стал действовать при Трескинской школе. Первая пионерка Панферова Юлия Захаровна, сестра первой вожатой уехала учиться в Инжавино в 5 класс. Во время учебы в 7 классе (1930) ее отправляют в деревню Михайловка Марьинского сельского совета для борьбы с неграмотностью. Она  вспоминает: «Нам, пионерам, бесплатно выдали пионерскую форму. В нее входил галстук, черные шаровары, белые кофточки и красные шапочки девочкам, а мальчикам – белые рубашки. Для деревенских ребятишек школьная форма была очень привлекательна.

Вскоре в Трескинскую пионерскую организацию вошли и пионеры из коммуны «Красный путь».

Свои занятия пионеры из «Красного пути» проводили отдельно, а сборы – вместе с отрядом трескинских пионеров. Мы встречали пионеров из коммуны у д. Соболевка и под музыку шли  вместе по селу».9

После окончания 7 класса она поступает в педучилище, а затем работает в Трескинской школе учителем начальных классов. Около 40 лет ее педагогического труда отдано обучению и воспитанию сельских детей.

К 1926 году пионерская организация была одной из крупных в районе и насчитывала 40 человек.

Все вожатые были хорошими организаторами, умели заинтересовать ребят. На занятиях объясняли, кто такие пионеры, почему у галстука три конца.

Пионеры распространяли среди населения книги о Советской власти, выступали перед сельчанами с концертами и спектаклями, ходили с походами в дом Чичерина, в коммуну «Красный путь», в старую больницу. Устраивали сборы и костры, занимались с неграмотными, боролись с полевыми вредителями, а также агитировали население вступать в колхозы. Жизнь была насыщенной, интересной.

 С 1932 года был введен семилетний курс обучения. Первым директором семилетней школы был назначен Василий Пантелеймонович Зайченко (родился в 1910 в Волгоградской области). До 1940 года 109 человек получили свидетельство о семилетнем образовании10. Учащихся в школе было больше, но многим детям приходилось уходить после окончания четырех классов. Семьи были большие, одежды и обуви на всех не хватало. Зимой сидели дома, пропускали занятия, отставали и, бросив школу, шли работать в колхозы наравне со взрослыми. Выпускник 1937 года Николай Георгиевич Сошников в своих воспоминаниях о школе писал: «В Трескинскую школу входил с трепетным волнением: здание кирпичное с высокими потолками и широким коридором… Каждый класс занимался отдельно, дети сидели за школьными партами. Коллектив учителей был молодым, но уровень образования у них по тем временам был высокий. От Михаила Осиповича Стребличенко мы получали необходимые знания по математике и физике. Преподавал он и рисование, и физкультуру. Имел фотоаппарат и иногда фотографировал нас (к сожалению, фотографии не сохранились). При нас он женился на «немке», как называли мы Анну Ивановну, учительницу немецкого языка. Я не понимал, зачем учить чужой язык, но сдал экзамен на «очень хорошо».

В его «Записках военного провизора» упоминается о директоре школы Зайченко : «…не повышал голоса на учеников, не ругал, но историю древних народов и современную спрашивал строго. Не раз пояснял нам, что, не зная прошлого – не  поймешь  настоящего, и не сможешь предвидеть будущее… Он не сомневался, что в будущем здесь будет десятилетка. Иначе деревенские дети по своей культуре и образованию отстанут от городских»11.

В семилетней школе работали учителя А. Бабина, М. Гвоздева, М. Лобачева, М. Филимонова, Григорьева, Каменская, В. Евдокимов… В 1940 году семилетняя школа преобразована в среднюю.

 

1.3.         Трескинская средняя школа в годы Великой Отечественной войны.

        В 1941-1942 году Трескинская средняя школа сделала первый выпуск десятиклассников.

                Суровые военные годы сильно отразились на обучении детей, снизилась их численность: надо было работать в колхозе, где подростки 12-15 лет  были реальными помощниками. По достижении  призывного возраста юноши уходили на фронт. В райвоенкомат поступали заявления о принятии добровольцами в ряды РККА. Подавали заявления и девушки. Например, учительница Трескинской средней школы Андрианова, имея медицинское образование, просила РВК принять ее добровольцем Красной Армии. Просьба была удовлетворена.12

В 1942 году призван в армию и отправлен на фронт первый директор – Зайченко Василий Пантелеймонович, служил в звании старшего лейтенанта. Погиб в бою 8 мая 1943 года.  (Похоронен в Краснодарском крае, гора Безымянная, близ города Новороссийска).13 Учителя Миронов Петр Андреевич, Евдокимов Василий Ильич, Цыпкин Алексей Евстигнеевич, Лобачев Павел Васильевич воевали на фронтах Великой Отечественной войны и вернулись в родное село. В 1942 году педагогический коллектив возглавила Филатова Нина Ивановна.

        Условия работы школы в военное время были суровые: зимой школа почти не отапливалась, в качестве топлива использовался плохо просушенный торф и кизяки. Стены здания промерзали насквозь, холод стоял такой, что застывали чернила. Тетрадей не было, писали на старых газетах, расходных книгах. Чернила готовили из красной свеклы и сажи. Не было ручек.  На контрольные работы выдавался лист бумаги и перо, которое тщательно берегли. Вместо ручки его привязывали к палочке.

        Учебников не было.  Материал надо было заучивать на уроке. Учитель объяснял, потом вызывал нескольких учащихся повторить.

В военные годы в школе обучалось более 200 человек, документы об образовании получили 116 из них.14

 

 

1.4.         Обучение учащихся в послевоенные годы.

Из отчета Трескинской средней школы 1945 – 1946 гг.:

Всего учащихся – 352;

В начальной школе – 131;

В средних классах – 178;

В старших классах – 43;

Всего учителей – 18;

В первую смену обучаются – 221;

Во вторую смену обучаются – 131.

Директор школы – Филатова Нина Ивановна.

В 1948 году введены государственные экзамены 4-х, 7-х, 10-х классах при очень жестких требованиях. Некоторые экзамены, в силу того, что в школе не было учителя-предметника с высшим образованием, выпускники сдавали в Инжавинской средней школе. Запомнились ученикам 40-х – 50-х годов строгие и знающие свой предмет учителя: Фаст Яков Яковлевич, Лазарева Лидия Ивановна, Салычева Александра Степановна, Бабина Валентина Васильевна. В 1951 году в Трескинскую среднюю школу получила распределение Дементьева Варвара Георгиевна. Ей удавалось все свои знания, душевную теплоту отдавать детям. Ее любили за педагогический такт и учительскую справедливость. Кроме часов математики, она получила классное руководство в классе, где учились дети из Шумиловского детского дома. Они заходили за своей учительницей по пути в школу, а после занятий Варвара Георгиевна вместе с ними шла в детский дом, где вместе обедали, делали уроки, готовили художественную самодеятельность.15 Из воспоминаний выпускницы 1958 года воспитанницы детского дома Раисы Алексеевны Павловой: «Каждый месяц в школе проводились вечера – литературные, музыкальные, предметные. Учитель физики Стребличенко М. О. играл на всех музыкальных инструментах, в детском доме и в школе мы ставили спектакли и концерты. Лично я преклоняюсь перед талантом сельских учителей, перед их выдержкой, терпением»16. (Приложение №5)  Школа давала ученикам глубокие и прочные знания  (директор  школы –Бабина В.В.  1952-1961)

Микрорайон школы включал 16 населенных пунктов: Трескино, Соболевка, Катино, Гагино, Дуровка, Казначеевка, Гвоздевка, Грушевка, Трубниковка, Назаровка, Богданово, Листарово, Березовка, Леоновка, Тарбеевка, Беляевка. В 1950 году был открыт интернат для детей  из отдаленных сёл.

После войны в школе насчитывалось до 500 учащихся. Выпускница школы 1964 года Суркова Лидия Алексеевна вспоминает: «Моя любимая учительница – Агапова Вера Васильевна. Она была у нас классным руководителем с 8 класса. Класс был большой, музыкальный: парни играли на баяне (Зюзин В., Минаев Ю., Данилин В., Лобанов В.), на аккордеоне – Бабин А., а другие -  на гармошках. Какие у нас были вечера! Участвовали в соревнованиях и смотрах художественной самодеятельности и занимали призовые места. Вера Васильевна отдавала нам все силы, всю душу, непоседливым девчонкам и мальчишкам. Уроки физики ее были очень интересны».  

Самый большой выпуск состоялся в 1966 году: два 10-х и один 11 класс (около 80 человек). Директором школы был Козлов Виктор Алексеевич. Школа работала в две смены. Не хватало классных комнат. Поэтому находившееся рядом со школой церковное здание было перестроено: в нем открылся спортзал, второй и третий этаж занимали четыре классные комнаты. Так возникло трехэтажное здание школы. Когда численность школьников сократилось, оно опустело. С 1969 по 1972 год школой руководил Соловых Иван Константинович.

К 1974 году педагогический коллектив школы составлял 18 человек: Малкина Р. Ф., Симочкина Т. С., Агапова В. В., Цыпкина А. Е., Синелева В. З., Глазкова Е. Д., Кашковская Н. Г., Киселева Е. И., Минаева З. П., Крылова Э. Я., Крылов В. Ф., Суркова Л. А., Киселев А. А., Зюзин А. Н., Колягина Л. Е., Рыбалкина В. И., Панферова Ю. З., Кузнецова Т. Н.  Возглавил коллектив Кузьмин Василий Иванович.17 В педагогическом коллективе действовала  своя партийная организация. Парторгом школы долгое время избиралась Кашковская Нина Григорьевна. В содержание уроков учителя включали материалы партийных съездов. В 1970-е гг. большое внимание уделялось   спортивным достижениям. За выполнение норм комплекса ГТО I, II, III ступеней учащиеся награждались серебренными и золотыми значками. Заслуга спортивных достижений принадлежала учителю физической культуры Синелевой В. З.

До 1974 года в основном здании было печное отопление, за каждым техслужащим закреплялось по две-три печи. С приходом в школу Кузьмина В. И. началась реконструкция здания. Отремонтированы фасад школы, потолки, крыша, построена котельная, проведено центральное отопление.  

До 1976 года на территории сельского Совета работали средняя школа в селе Трескино и четыре начальных : в деревнях  Трубниковка, Тарбеевка, Беляевка, Леоновка (учителя: Данилина Александра Ивановна, Минаева Нина Владимировна, Иванкина Анна Михайловна, Миронов Петр Андреевич,  Кондратьева Вера Ивановна).18

В 1979 году  учитель физики Агапова Вера Васильевна была награждена знаком «Отличник народного просвещения» за многолетний  педагогический  труд.

В конце 80-х директор школы Богданов Анатолий Николаевич (1988-1992) важной задачей считал  укрепление  материальной базы школы. К 1990 году были приобретены новые шторы, шкафы, комплект мебели для библиотеки, спортивный инвентарь, музыкальная аппаратура, пианино. В это время в школе активизировалось музыкальное образование. Уроки музыки и хорового пения вела Спицына Светлана Викторовна, имеющая специальное образование. Школа занимала призовые места в конкурсах художественной самодеятельности.

В 1994 году руководителем был назначен Минаев Виктор Михайлович. Средняя школа работала стабильно, давала прочные знания. 66 процентов выпускников поступали в вузы и техникумы. В 1999 году выпускница 11 класса Толкачева Надежда окончила школу с серебряной медалью. Контингент учащихся резко сокращался. Последний выпуск 11 класса состоялся в 2005 году.

1.5.         Известные выпускники.

К началу 21 столетия Трескинскую среднюю школу окончили более 2 тысяч человек.  В период с 1952 по 1972 год  22 человека выпускников были награждены золотыми и серебряными медалями. Среди выпускников школы – люди разных профессий, многие из которых достигли совершенства в избранном деле, прославили Отечество в ратном труде:

1.     Николай Петрович Татаринцев (выпуск 1937 г.)  - полный кавалер Ордена Славы, участник Сталинградской битвы, форсирования Днепра Великой Отечественной войне; почетный гражданин Инжавинского района.

2.     Николай Георгиевич Сошников (выпуск 1937 г.)  - полковник медицинской службы, военный провизор, писатель, журналист, автор очерков, рассказов, воспоминаний о войне.

3.     Проскурина (Москвичева) Александра Ивановна (выпуск 1937 г.)  - ветеран педагогического труда, Заслуженный учитель Российской Федерации,  Отличник народного просвещения.

4.     Агапова Вера Васильевна (выпуск 1953 г.)  - ветеран педагогического труда,  учитель физики, награждена знаком «Отличник народного просвещения».

5.     Павлова Раиса Алексеевна (выпуск 1958 г.) – преподаватель вуза в г. Москве, отличник народного образования.

6.     Дергунов Юрий (выпуск 1955 г.) – поэт, член Союза писателей России, автор сборника «Ты и вечность и миг».

7.     Дробышева Алевтина Алексеевна (выпуск 1968 г.)  - Заслуженный работник культуры РФ, художественный руководитель Инжавинского ЦДК.

8.     Казаков Борис Петрович (выпуск 1978 г.) – офицер, заместитель министра МВД республики Беларусь.

9.     Ершов Сергей Владимирович (выпуск 1978 г.) – заместитель главы Администрации Тамбовской области по борьбе с организованной преступностью и коррупцией.

10.                        Иванкин Сергей Александрович (выпуск 1986 г.) – работник милиции, участник боевых действий в Чечне, награжден  орденом «За мужество» посмертно.

Десятки выпускников нашей школы стали тружениками села. Среди них кавалеры ордена Трудовой Славы второй и третьей степени: Агапов Петр Иванович, Кондратьев Михаил Иванович, победители социалистического соревнования: Разаренов Виктор Иванович, Дадонова З. П., Толкачева А. А., Слепцова Р. Г.

Многие выпускники работают учителями, врачами, строителями. Крылова Людмила Викторовна - кандидат химико-биологических наук.19

 

1.6.         Сельская школа в период модернизации и реструктуризации образования.

В 2005 году средняя школа реорганизована в Трескинскую основную общеобразовательную школу (Постановление администрации Инжавинского района Тамбовской области №278 от 29.06.2005 года) (Приложение №6). Школа являлась юридическим лицом с пакетом учредительных документов (Устав ОУ и документы, регламентирующие его деятельность). Школа переведена в разряд ОУ с особым статусом -  муниципальное общеобразовательное учреждение «Трескинская основная общеобразовательная школа». Вследствие этого произошли значительные изменения: сокращение штатов, объединение классов-комплектов и исключение из программы профессионального обучения. Состав учителей остается стабильным, достигшим достаточного уровня профессионализма и ответственности за результаты своего труда. Учитель первой категории Сучков С. А. принял участие в конкурсе по теме: «Использование информационных технологий в курсе преподавания ОБЖ». Под руководством учителя  русского языка и литературы  Минаевой Т.В. повысилось качество и мастерство школьников –участников  литературно-поисковых экспедиций и мероприятий патриотической направленности.

Основные приоритеты деятельности школы по усовершенствованию и развитию:

-  обучение и адаптация детей с разным уровнем развития;

- осуществление допрофессиональной подготовки выпускников сельской школы;

- совершенствование структуры содержания образования, введение сельскохозяйственного, экономического, экологического, краеведческого образования на всех этапах обучения;

- информационное обеспечение участников образовательного процесса;

-использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.

Администрация в лице директора, методический совет, творческая группа учителей, профком, Совет школы, родительский комитет, педагогический совет строили свою деятельность исходя из целей и задач ОУ,  коллегиально принимая решения, соблюдая принцип демократизма. Не было не одного важного вопроса, к решению которого не привлекались бы все участники учебно-воспитательного процесса. Демократичность управления состоит в частичном делегировании ряда полномочий органам самоуправления. Система внутришкольного контроля строится на доверии и взаимопонимании.

С 2007 года школа становится сельским адаптивным центром образования, культуры и краеведения, активизируется работа школьного музея (Приложение №7).

Реорганизация школы из средней в основную привела к обострению существующих проблем: слабая материальная база, недостаточное финансирование, бездорожье и удаленность от других образовательных учреждений на 10-15 км, демографический кризис села, безработица родителей, невысокий уровень дошкольного развития, физическая и эмоциональная перегрузка детей.

Учителя испытывали неудовлетворенность своей профессиональной деятельностью в условиях большой нагрузки, ведения 4-5 предметов разных образовательных областей в сдвоенных и строенных классах. Педагогам не представлялось возможным добровольно идти на аттестацию.

Воспитательная деятельность в основной школе оставалась на высоком  уровне: проводились мероприятия по осуществлению программы гражданско-патриотического воспитания.

Уровень  качества знаний остается стабильным. Школа работает без второгодничества в течение 20 лет. 100% учащихся охвачено дополнительными образовательными услугами (кружки «Юные краеведы» и «Мастерицы»). Создана единая школьная семья: педагоги – родители – учащиеся.20

 

назад

Используются технологии uCoz