назад

ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ИСТОРИИ СЕЛА ТРЕСКИНО.

1.1.         Предпосылки и история создания школьного музея.

Родной край…

Это не только запавшие в память с детства и навсегда запахи родных полей и лугов, милые сердцу пейзажи, близкие душе мотивы народных песен – это, прежде всего земляки, люди, с которыми шагал в рядах ополченцев твой дед, делился последним куском хлеба твой отец, люди, которые узнают в тебе своего человека по одному колоритному местному словечку, рожденному здесь с незапамятных времен…

Вглядись попристальней в будничные дела своих земляков, и ты увидишь в их делах те же черты героического, которые были присущи и предшествующим поколениям, создавшим многое, что окружает нас теперь, и защитившими это от врагов.

Земля отцов…25

У школьного музея было свое начало, свои истоки. Интерес к истории родного края прививали в семье бабушки и дедушки, рассказывая о своей прошлой жизни: о мелких землевладельцах, об антоновщине, голоде 30-х годов, Великой Отечественной войне, о работе в колхозе за трудодни, о том, как стала налаживаться жизнь в селе в 70-е гг.

На уроках и внеклассных мероприятиях в советское время акцентировалось внимание на пионерской и комсомольской активности детей. Воспитывали юных ленинцев. Краеведение было делом второстепенным. Старые иконы, вещи из сундука, пожелтевшие фотографии не считали ценными объектами изучения. Но в школе работал человек,  который увлекался историей села, собирал фотоснимки. Алексей Евстигнеевич Цыпкин (Приложение №9) – учитель географии, участник Великой Отечественной войны. ( Родился в 1919 году. В Красной Армии служил с  1939 года. Воевал в Белоруссии. В  одном из боев заменил погибшего командира отделения. Награжден Орденом Великой Отечественной войны I степени). Он организовал в школе первый краеведческий кружок еще в 1967 году и сообщил главную задачу ребятам: начать поисковую работу по воссозданию истории села Трескино, пока рядом живут ровесники XX века и старожилы, рожденные в 80-90-е гг. XIX столетия. Поисковую работу начали с опросов и встреч. Много сведений из прошлого поведали школьникам Татаринцев Василий Евдокимович, Агапова Мария Игнатьевна, Артамонова Пелагея Васильевна, Москвичев Иван Степанович, Панферов Григорий Иванович, Евдокимов Василий Ильич. Накопилось много интересного материала, который решили описать в альбоме. К сожалению, альбом не сохранился, только его фрагменты: листы под заголовками: «Трескино до революции», «Становление Советской власти в Трескино», 2 фотографии: крестьянская изба 19 в. и начальная школа.

В 1970 году первый поисковый отряд вместе с учителем географии Цыпкиным А. Е., совершили поход на родину Героя Советского Союза Якова Михайловича Синева в с. Шумиловка. Встретились с сестрой героя, побывали в его родном доме.

В это время в школе уже работал фотокружок под руководством учителя истории Крылова Виктора Федоровича. В 1975 году, к 30 – летию Великой Победы, он подготовил фотоэкспозицию «Ветераны Великой Отечественной войны». Сфотографировал всех участников (64чел.), проживавших на то время в селе; своими руками изготовил стенды, составил тексты о боевом пути каждого солдата-фронтовика. Кроме военного материала, Крылов В. Ф.  сделал фотоснимки тружеников села, рабочих II отделения совхоза «Калугинский». Вместе с учениками оформил стенды и разместил их в коридоре школы. Так был создан уголок боевой и трудовой славы. (Приложение №.10)

Материал собирали по крупицам учителя-словесники Агапова Е. В., Минаева Т. В., учителя начальных классов Малкина Р. Ф., Кондратьева В. И., идею о собирании предметов  старины подсказал учитель истории из села Богданово Ржаксинского района Алексей Николаевич Александров. Он работал в Трескинской  школе в 1986 – 1987 учебном году. Был увлеченным собирателем старинных монет. В его коллекции были и фрагменты оружия гражданской войны, колокольчики, серебряные кресты, ордена. К сожалению, это была его личная коллекция и, разумеется, в школе он ее не оставил.

В 1988 году директор Богданов А. Н. поддержал инициативу учителей о проведении выставок предметов старины, рукоделия, ремесел.

На педагогическом совете в ноябре 1996 года на повестку дня встал вопрос о роли поисково-краеведческой работы в гражданско-патриотическом воспитании обучающихся.

Учитель истории и географии Пузыревский Виктор Александрович (Приложение №11) выступил с предложением об открытии музея истории села (в 70-е годы он работал научным сотрудником Астраханского краеведческого музея, имел опыт работы по созданию музейных экспозиций). Учителя поддержали идею. Педагогический совет назначил Пузыревского ответственным за краеведческую работу в школе и подготовку материалов для музея. Была создана творческая группа учителей и родителей:

Пузыревский В. А. – ответственный за краеведение;

Минаева Т. В. – руководитель поисковой группы;

Агапова Е. В. – литературная обработка материалов;

Каданова И. П. – подбор краеведческой литературы.

         В 1999 г. отмечали 60-летие Трескинской средней школы и 130 годовщину основания первой школы в селе. Были приглашены почетные гости: ветераны великой Отечественной войны Татаринцев Н. П., Кошелев М. А., Скачков В. Ф.; учителя-ветераны педагогического труда: Панферова Ю. З., Малкина Р. Ф., Крылова Э. Я., Киселева Е. И.; выпускники разных лет: Дробышева А. А., Симаков Ю. А., Кошелева Л. М., Татаринцев А. Н., Кунакова Н. Е., Жезлова Т. Е. и другие. Поздравить учителей и учащихся пришли глава администрации Калугинского сельского совета Кашковский В. М., директор СХПК  Ишин П. А.

         В кабинете истории была развернута выставка, на которой учителя-краеведы представили накопленный материал: альбомы, фотодокументы, старинные книги, письма выпускников, предметы церковной утвари, глиняную посуду, рукоделие (домотканые половики, закладные ковры, кружева, вышивки). Гости оценили выставку, выразили свое восхищение и одобрение. Интерес учащихся и выпускников был настолько велик, а ветераны были так тронуты вниманием, что здесь же директор школы Минаев В. М. сообщил о создании в нашей школе музея истории села.

         Сбор материалов продолжался. Идею о создании музея поддержал выпускник 1937 года Сошников Н. Г. В своем письме от 28.02.2000 года:  «Очень жаль, что у вас нет помещения для музея. Для истории и патриотического воспитания ребят он очень нужен. Да и конкретно о преподавателях – ветеранах, о выдающихся учениках и важных событиях в жизни школы знали бы потомки».26

         Помещение для музея нашлось в деревянном здании бывшей начальной школы. Вспоминает директор школы Минаев В. М.: «Первый вариант музея (это всего 5 небольших разделов) был полностью подготовлен и открыт в торжественной обстановке 19 сентября 2000 года. (Приказ № 4 об открытии музея истории села Трескино от 01. 09. 2000г.) Руководителем музея назначен Пузыревский Виктор Александрович. С 2004 года - Минаева Татьяна Викторовна.

         Музей был создан силами педагогов Минаевой Т. В., Пузыревского В. А., Орешкиной О. Н., Агаповой Е. В., Толкачевой Н. З. и учащихся , членов первой поисковой группы: Мотасова Д., Толкачева М., Татаринцева Н., Разареновой И., Минаевой Л., Кадановой Е., Потапова С., Москвичевой О. Возглавил работу Пузыревский В. А., он провел большую работу в систематизации материалов музея. Помощь в поиске архивных документов оказали директор Инжавинского краеведческого музея Чернов С. П.  и заведующая архивным отделом администрации Инжавинского района Серебрякова З. А.

         Пузыревский  В. А. стал первым руководителем музея. В Совет музея вошли тогда заместитель директора по учебно-воспитательной работе Минаева Т. В. , школьный библиотекарь Каданова И. П. и председатель родительского комитета Татаринцева Н. Н.

          В 2005 году школьный музей истории села Трескино стал участником 1 этапа смотра-паспортизации. В 2006 году силами учителей Минаевой Т.В., Сучкова С.А., Мазий Л.В., Минаева В.М, родителей Агаповой И.В., Москвичевой Т. И., библиотекаря Дюковой Н.И. и выпускницы 2005 года Минаевой Л.   проведена реконструкция музея и реставрация экспозиций. Выпускники школы выступили в качестве спонсоров и на выделенные средства (пять тысяч рублей) было отремонтировано помещение, приобретено ДВП, картон, ткани, клей, краска, фотоаппарат.

          Обновленный музей был открыт 1 сентября 2006 года и начался он с фотовыставки «Трагедия русского села». В музее был развернута фотоэкспозиция под названием «Всегда мне сердце будет греть село родное Трескино».

В экспозиционном зале 13 разделов:

1.     Из истории заселения края.

2.     Село Трескино в XVIII веке.

3.     Генерал Трескин.

4.     Предметы быта.

5.     Никольский храм.

6.     История Трескинской школы.

7.     В борьбе за советскую власть.

8.     История пионерской и комсомольской организации.

9.     Наши земляки на фронте и в тылу.

10.                        Село Трескино в послевоенное время.

11.                        Служу Отечеству.

12.                        Участники боевых действий в Чечне.

13.                        Замечательные люди села.

Основные задачи музея:

- поиск и сбор краеведческого материала;

- учет и хранение собранных документов, предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка;

- оформление и экспонирование материалов;

- использование материалов музея в учебно-воспитательной работе филиала или школы.

Совет музея:

- руководитель музея Минаева Т. В., учитель русского языка -  организация краеведческой и просветительской работы;

- учитель истории Москвичева Т. А. - обеспечение краеведческой и справочной литературой;

- заведующий филиалом  Минаев В. М. – материально-техническое обеспечение;

- председатель родительского комитета Агапова И. В. – связь с родителями и общественностью;

- представитель общественности  Дюкова Н. И.

         Музей имеет необходимую документацию: инвентарную книгу, тематико-экспозиционный план, книгу учета поступлений, книгу учета посетителей, картотеку, план работы на три года (Приложения №12).

 

1.2.         Поисково-краеведческая работа.

        Поисково-краеведческая работа предполагает поиск,  и сбор материала по истории села. Это и есть основные задачи школьного музея.

Пути сбора подлинников для музея различны:

 - через систему заданий,

- во время встреч,

- экскурсий,

- походов,

- путем переписки с учреждениями и отдельными лицами,

- прием даров и случайные поступления.

Поисками архивных документов занимается руководитель, учитель. Так учителем истории Пузыревским  в 1998 году был найден материал о заселении края по реке Панде, о переписи населения 1705, 1711 годов, карта Кирсановского уезда с границами волостей (1903 г.).

«В селе Трескино и стар и млад, знают, откуда произошло его название. И рыба треска тут не причем. Названо село в честь генерала Михаила Львовича Трескина, героя Отечественной войны 1812 года. Его портрет висит на самом видном месте в школьном музее».27 Написан портрет по заказу музея инжавинским художником И. В. Трубициным в 2001 году. (Приложение № 13).

Учитель Минаева Т. В. работала в районном архиве в поисках сведений о Шумиловском детском доме, о руководителях школы разных лет.

Изучая историю села или города, колхоза или школы, далеко не всегда в опубликованной литературе, местных текущих архивах, в воспоминаниях старожилов можно найти необходимые материалы, особенно по более древнему периоду. В этом случае трудно, а иногда и невозможно обойтись без помощи государственных и партийных архивов и музеев.28

Придавая важное значение заданиям, руководитель понимал, что краеведческая работа планирует сбор материала по темам. Задания для учащихся должны быть ясными, конкретными и интересными. Каждому классу были даны задания по сбору фотодокументов школьных лет, материала о ветеранах Великой Отечественной, об учителях, о замечательных людях – земляках. Так были собраны фотодокументы, ордена, наградные книжки, справки о наградах; описан боевой путь более 100 участников Великой Отечественной войны.

Во время встреч с ветеранами, старожилами и выпускниками собран богатый материал – воспоминания об истории села до революции 1917 года, об антоновщине, о жизни села в годы Великой Отечественной войны, о школе.

Воспоминания собираются учащимися под руководством учителя – классного руководителя по вопроснику. Вопросник готовят накануне встречи. Начинает беседу учитель, стремясь придать ей непринужденный характер, не превращая в «допрос». Вопросник помогает не упустить главного. Полученная информация позже сверяется с другими источниками и сообщениями других информаторов. Дословно записать живую речь трудно, поэтому приходится прибегать к  сокращениям. Записи ведет учитель или старшеклассник, оставляя место для расшифровки.29

По вопросникам были собраны воспоминания полного кавалера ордена Славы Татаринцева Н. П., участника Великой Отечественной войны Ванина Петра Кузьмича, ветерана педагогического труда Панферовой Ю. З., старожилов села Агаповой О. Г., Артамоновой П. В., Татаринцевой Е. А., Дюкова В. И. и других.

Встречи с односельчанами позволили накопить краеведческий материал о ветеранах воинской службы («Служу Отечеству»), о женщинах, имеющих более четырех детей («Мать героиня» - Москвичева Мария Поликарповна), об участниках ликвидации Чернобыльской катастрофы Агапове В. А., Толкачеве В. М., Шерстневе Ю. В., о Почетном доноре СССР Минаеве Вл. М.

Во время экскурсий и походов, проводимых в каникулярное время, большое внимание уделяется практическому сбору материала для школьного музея. С этой целью учащиеся получают задания и памятку «Что приготовить для музея». Учащимися 8-9 классов в 2004 году был составлен план населенного пункта и карта с обозначениями памятников и памятных мест, связанных с антоновским восстанием 1918-1921 гг., в том числе захоронений жертв гражданской войны. Старшеклассники сделали фотографии живописных уголков природы – природных памятников. Используя фотоматериалы, была описана экологическая тропа с обозначением родников, водопадов, геологических обнажений, рощ, садово-парковых ансамблей бывших помещичьих усадеб. Собранные материалы уже в школе оформляются в виде фотоальбомов, рукописных книг, журналов, стендов, выставок.

Школьный музей в лице его руководителя Минаевой Т. В. ведет переписку с выпускниками школы разных лет. Таким образом, музей пополняется подлинными экспонатами, представляющими определенную ценность: письма и воспоминания выпускников 1937 года Сошникова Н. Г., письма и воспоминания воспитанников детского дома, выпускников 1958 года Павловой Р. А., Гусевой З. И., Ульман Хедвиг, письма сестры Татаринцева Н. П. Спиридоновой А. П., его двоюродного брата Эктова В. П. постоянно поддерживается связь с племянницей Героя Советского Союза Якова Синева – Проскуриной Тамарой Петровной.

Письма Павловой Р. А. представляет собой  путевые заметки. Где бы она ни была, отовсюду присылает весточки, открытки, фотографии с описанием достопримечательностей, исторических памятников. В музее хранятся ее письма из Карелии, Владивостока, Смоленска, Подмосковья, Германии (Баден-Бадена),  Франции, Голландии, Китая , Иордании (Приложение №14).

Письма воспитанников детского дома способствовали накоплению материала о Шумиловском детском доме, о его воспитателях: О. Хазовой, А. Давыдовой, А. Прониной, об учителях Трескинской  школы М. О. Стребличенко, А. Е. Цыпкине, Е. И. Киселевой, В. Г. Дементьевой, В. В. Бабиной .

Выпускники школы 1958 года не только переписываются с учителями и учащимися, но и приезжают ежегодно на 1 сентября.

Подарки школе пополняют фонды музея: фотографии учителей при Российском посольстве на Кубе, эксклюзивная чашка с блюдцем из Италии с изображением звездного неба, книга С. Я. Надсона 1897 года (Приложение № 15), дамский сундучок 19 века, картины, книги, открытки, часы, самовар.

Полный кавалер Ордена Славы Татаринцев Н. П.(1924-2007) подарил музею книгу очерков «Наша стрелковая» (о ветеранах 252-ой дивизии). Военный провизор, полковник медицинской службы, писатель Сошников прислал в дар музею свои книги: «Дорогой вековой» (о Краснодарском госпитале, в котором он служил в годы войны), «Неизвестный аптекарь» (автобиографический рассказ), «Однолюбы» (Повести. Рассказы. Очерки.(  с портретом и дарственной надписью), «Антихристы» (записки военного провизора), брошюру о здоровом образе жизни «Волан».

Жительницы с. Трескино Татаринцева С. В., Клячина М. А., Минаева О. Г., приподнесли в дар музею предметы рукоделия: кружевные салфетки, домотканые половики, закладной ковер, лоскутное одеяло, наволочки с вышивкой.

Родители учащихся передают музею предметы-находки: ученическую ручку с железным пером, школьную и пионерскую форму 60-70 годов (Агапова И. В.), чернильницу (Скачков С. Н.), самовар 1907  года (Москвичев Вл. И.), монеты  18 века (Татаринцев А. И.), иконостас складной (Татаринцева Н. Н.), фрагменты оружия времен гражданской войны (Скачков В.Н.)

Подлинные вещи военного времени – это большая редкость. Татаринцева Е. А. подарила музею солдатскую зимнюю маску своего отца, Мотасов А. И. передал в музей письмо-треугольник (Приложение № 16) отца-фронтовика, Дюкова Н. М. оставила в музее награды и документы отца Шатилова М. И.

Сельский художник Татаринцев В. И., выпускник школы 1970 г. подарил школе свои картины «Лоси ночью», «Лебеди», «А. С. Пушкин», резные деревянные доски с геометрическим  выемчатым рисунком.

Сбор подлинников для музея проходит успешнее, если определена тематика, чтобы работа учащихся носила не стихийный, а целенаправленный характер. Так за 15 лет (с 1995 г.) накопился богатый краеведческий материал на различные темы.

В настоящее время школьный музей истории села обратился к изучению еще одной важной темы краеведческого поиска: семья. Независимо от профиля музея, тема семьи становится главной в работе школы. В жизнь семьи внедряются элементы музейной культуры, основы архивного дела. Родители вместе с детьми учатся формировать домашние архивы, пишут родословную, выявляют семейные реликвии, предания. В музее хранятся записанные в 2002 году легенды и предания, рассказанные жителями села Разареновой Р. П., Дюковой М. А., Лобачевым И. Ф., Кондратьевой В. И., Москвичевым В.И.  («Легенда о конокраде», «Девичья яруга», «Смерть у колодца», «Дед Иван», «Целительница Анастасия»)  (Приложение №17 ).

Школа в маленьком селе – это место, через которое прошел каждый его житель – это частица каждого человека.30 В связи с этим в музее собраны материалы, связанные со школой: рисунки, фотографии, учебники, ручки, тетради, детские сочинения, творческие работы, награды, грамоты. Собирая и изучая материалы по истории своей семьи, школьнику легче понять историю своего родного края, своей Родины.

 

1.3.         Фондовая работа.

        Главный признак любого музея – наличие подлинных памятников, составляющих основной фонд. Ответственность за сохранность экспонатов, организацию учета и хранения материалов, имеющихся в музее, несут заведующий филиалом и назначенный им руководитель музея.

        Музейный фонд описан и укомплектован. В состав основного фонда входят все подлинные памятники материальной и духовной культуры: архивные документы, награды, орудия труда, предметы производства и быта, письменные и  печатные источники, звукозаписи, редкие книги, старопечатные издания, книги с автографами, плакаты, листовки, фотографии, картины, альбомы, грамоты, материалы нумизматики, одежда, украшения.

        В состав вспомогательного фонда входят различные воспроизведения: фотокопии, копии документов, муляжи, карты, схемы, планы, образцы сельскохозяйственных культур.

        Экспонаты основного и вспомогательного фонда регистрируются инвентарной книге (Приложение №18). Запись в инвентарной книге производится на основе сведений при приеме и тщательного осмотра предмета.

        В книгу учета фондов (Приложение №19) заносится предмет, поступающие в музей на постоянное хранение. В инвентарной книге  имеются следующие графы:

1.     Номер по порядку.

2.     Дата поступления.

3.     Дата записи в книге.

4.     Наименование, краткое описание предмета источник и способ поступления (от кого).

5.     Количество.

6.     Материал и техника изготовления.

7.     Размер (см., мм.).

8.     Сохранность предмета.

9.     Место хранения.

10.                                                                           Примечания.

Фиксируются сведения о выбывших или списанных предметах.

        В музее уделяется внимание организации хранения музейных предметов. Окна заклеивают плотной бумагой, стенды и витрины прикрываются не пропускающей свет тканью. Экспонаты защищены от пыли, выцветания, сырости, грызунов.

        Предметы одежды хранятся на плечиках, концы которых обмотаны мягкой бумагой. Огнестрельное оружие и предметы из драгоценных металлов в музее не хранятся. Регулярно помещение проветривается и очищается от пыли. В специальном хранилище находятся поступающие  новые или требующие реставрации экспонаты.

         Количество экспонатов – 450; из них подлинных – 421; вспомогательный фонд – 29; экспонаты, представляющие наибольшую ценность – 10 (самовар, книга Надсона 1897 года, икона Божьей Матери начала 19 века, письмо-треугольник 1943 года, фотография Калугинской МТС  1948 года, книга для внеклассного чтения «Вешние всходы» 1912 года, «Галерея русских деятелей» 1903 года  (типография Брохгаузъ Ефронъ) (Приложение №20), Евангелие. Ветхий завет. 1912 года, газета «Беднота» 1912 года, портрет М. Л. Трескина художника  И. В. Трубицына).

        Школьный музей должен обеспечивать не только физическую сохранность подлинных памятников истории и культуры, но сохранять их научную ценность – зафиксировать подлинность предметов и их происхождение, обеспечить сохранность сведений о предметах. Потеря этих данных нередко приводит к потере самого предмета.31

        Важным этапом в работе школьного музея является систематизация его материалов при помощи картотеки. Описание предметов из инвентарной книги переносится в сокращенном виде на библиотечные карточки, где указываются шифр, название предмета, описание, датировка предмета и его место хранения. На карточке указывают, при изучении какой темы и как используется тот или иной экспонат, материал в учебной и внеклассной работе.

        Фондовая работа воспитывает у учащихся интерес к изучению экспонатов и бережное  отношение к подлинникам.

 

 МУЗЕЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ.

1.1.         Патриотическое воспитание средствами музейной педагогики.

        Школьный музей обеспечивает воспитание юных россиян в духе патриотизма, служения отечеству, формирования гражданской позиции.

        Краеведение является хорошим подспорьем в учебно-воспитательной деятельности школы. Музей истории села создает огромные возможности для разнообразных форм и методов работы с учащимися. Павел Флоренский писал в «Завещании»: «…Не забывайте рода своего, прошлого своего, изучайте своих дедов и прадедов, работайте над закреплением их память. …Старайтесь записывать все, что можете, о прошлом рода, семьи, дома, обстановки, вещей, книг и т.д. Старайтесь собирать портреты, автографы, письма, сочинения печатные и рукописные всех тех, кто имел отношение к семье, к роду (знакомых, родных, друзей). Пусть вся история рода будет закреплена в вашем доме и пусть все около вас будет напитано воспоминаниями, так чтобы ничего не было мертвого, вещного, неодухотворенного».32

        Материалы школьного музея получили особую востребованность в учебном процессе. Включение краеведческого компонента усиливает интерес к урокам истории, литературы, географии, биологии, проводимых в музее. Учащиеся изучают прошлое родного края, знакомятся с историческими событиями своей малой родины. Педагоги  воспитывают чувство патриотизма и национальной гордости. В музее проведены уроки «Наши земляки – участники Сталинградской битвы» (Пузыревский В. А.), «Воины – победители» (Агапова Е. В.), «Материнская слава» (Минаева Т. В.), «Чернобыльская трагедия» (Сучков С. А.)… Основные принципы музейного урока – наглядность, интерактивность, занимательность. На уроках используются новые формы организации работы с детьми: урок – исторический портрет (о М. Л. Трескине), урок – работа с документами (из архива школы), урок работы с музейными предметами («Из бабушкиного сундука»), урок – праздник (День знаний, 9 Мая) , урок- путешествие во времени (Наша школа) .(Приложение № 21).

        Главное – научить детей рассматривать музей как источник знаний и место отдыха, составляющих две стороны одного процесса – постижение историко-культурного наследия родного края.

1.2.         Экспозиции и выставки.

        Музей располагает сотнями вещественных экспонатов и множеством письменных документов, размещенных в экспозиционном зале. Музей имеет тематико-экспозиционный план (Приложение №22). Справедливо утверждение о том, что фонды музея – его богатство, а экспозиция его лицо.32 Наиболее убедителен язык музейной экспозиции, он доступен для учащихся, экспозиционный материал показан в развитии. Каждый раздел экспозиции отражен на стенде и представлен вещественным материалом соответствующей эпохи. В частности, в музее есть:

 - фрагмент быта крестьянской избы (сундук, прялка, домотканый половик, закладной ковер, глиняная посуда); (Приложение №23)

- дворянский уголок (круглый столик, венские стулья, дамский сундучок, старопечатная книга, на стене портрет генерала в золоченой раме, медный подсвечник);  

- в разделе «Культурное наследие» в углу размещен иконостас, на стене – литография «Путеводитель в Киево-Печерскую Лавру»;

- школьный уголок (ученическая парта, пионерская форма, на парте учебники, тетради, чернильница, ручка с железным пером, часы на стене пионерская атрибутика);

- в разделе, посвященном Великой Отечественной войне  представлены награды, письма, солдатские предметы (кружка, ложка, кисет, портсигар, ремень, маска);

- в разделе «Служу Отечеству» имеются личные вещи участников афганской и чеченской войн;

- уголок Трудовой Славы иллюстрирует лента Победителя  Соцсоревнования.

        Экспозицию музея дополняют многочисленные альбомы фондов: «История села Трескино», «История Трескинской школы», «Воспоминания старожилов села», «Торжественные школьные линейки», «Лучшие учащиеся школы», «Помощь совхозу «Калугинский», «Дневник лагеря труда и отдыха», «Внеклассная работа учителя химии Крыловой Э. Я.», «Наши выпускники».

        В «Книгу памяти» вписаны имена  340 воинов, погибших  в Великой Отечественной войне. В «Книге почета» описаны заслуги замечательных людей села.

        На базе  школьного музея организуются выставки предметов старинного быта, орудий труда, рукоделия (Приложение №24).

        Выставки краеведческой литературы (Приложение №25) проводятся совместно с сельской библиотекой.

        Многочисленные экспонаты помогают учителю раскрыть, а учащимся усвоить периоды истории родного края в живой связи с современностью.

 

1.3.         Мероприятия, проводимые музеем.

        Школьный музей не должен быть просто хранилищем ценных документов и памятников, но и местом для проведения экскурсий, организации встреч, подготовки докладов и рефератов. По материалам музея выпускаются стенгазеты и рукописные книги.

        Музей проводит разнообразную работу в масштабе школы: обеспечивает организацию вечеров и викторин, конференций и выставок материалов фондов; привлечение экскурсоводов к проведению краеведческих бесед на классных часах.

        Не менее насыщена краеведческая работа музея и вне школы: организация экскурсий, экспедиций и походов; охрана памятников истории и культуры; уход за могилами погибших в годы гражданской и Великой Отечественной  войн и возведение памятников в их честь; участие в различных слетах, конференциях и форумах юных краеведов района и области.

        Классической, наиболее специфичной формой общения музея с посетителями была и остается экскурсия (Приложение №26). Именно экскурсия вводит посетителя в особую пространственно-предметную среду, оставляет наедине  с подлинным музейным предметом, погружает в Реку Времени, делает понятным социо-культурный смысл вещи. Сущность экскурсии в том, что «это одна из форм познания окружающего мира, состоящая из двух важнейших элементов: показа заранее подобранных объектов и рассказа о них, который выступает как пояснение зрительного ряда». Это делает поход в музей незабываемым.

        Наряду с традиционными методами экскурсионной работы,  используются новые подходы, предлагаемые современной музейно-педагогической наукой. На экскурсиях для младших школьников применяется эвристический метод, создаются игровые моменты, привносятся элементы театрализации перевоплощения. Например, на экскурсиях в рамках цикла «Традиционная культура» дети попадают в удивительный и волнующий  мир прошлого, узнают много новых слов – «светец», «рогач», «лучина», «рубель», им предлагается подумать в какие современные бытовые предметы «превратились» эти вещи. Они видят прялку с куделью и веретеном, знакомятся с элементами тамбовского традиционного крестьянского костюма – рубахой, запоном, паневой, кушаком.

        Экскурсии цикла «Образы войны» вводят младших школьников в суровый военный быт. Музейный показ быта и прочтение фронтового письма- треугольника создает особый эмоциональный настрой, вызывает целую гамму чувств и переживаний.33

        Рассказывая о земляках, участниках Великой Отечественной войны, ребятам предоставляется возможность пообщаться с приглашенными на экскурсию участниками тех далеких героических событий (Приложение №27).

        Особое чувство сопричастности к истории дает метод перевоплощения. Каждому ребенку предлагается солдатская пилотка, можно надеть каску, посидеть на плащ-палатке, подержать в руках котелок. В заключении экскурсии можно дать задание узнать о своих родственниках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, расспросить бабушек и дедушек об их военном и послевоенном детстве, собрать семейные реликвии того времени.

        Большой интерес вызывают экскурсии, проводимые самими учащимися. С этой целью из старшеклассников создается группа экскурсоводов, а учащихся 6-8 классов целесообразно привлечь в качестве лекторов. Члены группы экскурсоводов и лекторов под руководством руководителя музея готовят тексты экскурсий и лекций. К разработке текстов необходимо подходить дифференцированно, с учетом возрастных особенностей и интеллектуального развития экскурсантов. Для старшеклассников и гостей более приемлемы обзорные экскурсии, младшим школьникам – тематические, названия которых соответствуют разделам экспозиции.34

        На встрече с выпускниками ребята слушают рассказы из истории школы школьной жизни. Встречи в музее становятся традиционными. Ежегодно в школу приезжают бывшие воспитанники детского дома. Встречи проходят в непринужденной обстановке, у самовара. Гости дарят детям подарки и ведут беспафосную беседу. Общение с гостями развивает учащихся малочисленной школы, расширяется их кругозор, снижается дефицит общения. Гости рассказывают о прошлом живо,  занимательно и доступным языком. Дети ощущают тепло человеческого отношения и учатся ценить людей за добрые поступки, дарят гостям цветы , свои поделки и рисунки (Приложение №28).

        Музей дает формирующейся личности уникальную возможность ощутить себя в потоке Времени, оценить то или иное историческое явление с точки зрения сегодняшнего дня и с позиций прошлого, понять, что Будущее «прорастает» из Прошлого.35   

 

1.4.         Работа кружка «Юные краеведы».

        Историко-краеведческий кружок в школе был организован еще в 60-е годы учителем А. Е. Цыпкиным. Ученый-географ М. Н. Баранский писал: «Кружок есть то звено, за которое нужно уцепиться для того, чтобы вытянуть всю цепь разнообразных форм внеклассной работы»36… кружок дает возможность организовать систематические занятия по определенной программе и с постоянным составом, учащихся, превращающихся в активных помощников учителя.

        Кружковая работа развивалась и продолжает оставаться важной частью внеурочной деятельности. Кружок «Юные краеведы»  (руководитель  Минаева Т. В.) осуществляется в двух направлениях:

- теоретическом (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа);

- практическом (экскурсии, походы, экспедиции, практикумы в музее, архиве, библиотеке);

        Занятия получаются разнообразные по форме и не ослабляют интереса школьников. Руководитель кружка дает консультации и помогает составить планы изучения темы или объекта, систематизировать, оценивать и обобщать собранный материал. Самостоятельная работа членов кружка по выявлению, поиску, сбору и изучению материала является самым ценным и привлекательными  в его деятельности. Ребята в свою очередь ценят, что с ними вместе принимает непосредственное участие в исследовании учитель. Программой кружка предусматривается углубленное изучение местных объектов в соответствии с историческим периодом, например, «Трескино в годы антоновского восстания», «Первые колхозы», «Вклад моей семьи в летопись Великой Отечественной».(Приложение №29)

        Программа «Традиция» включает вопросы изучения, как ближайшего окружения школы, так и территории Тамбовского края в целом. Данная программа помогает лучше понимать диалектику взаимосвязи истории населенного пункта с историей всей страны.

Программа «Традиция»

(Утверждена на педагогическом совете школы 31 августа 2005 г.).

Составитель  Минаева Т. В.

ЗНАТЬ:

 - русскую историю, культуру, традиции, обычаи, обряды;

- историю родного края, своего родного села;

- знаменательные даты кого календаря;

- народный календарь, народные праздники;

- жизнь великих русских людей, связанных с родным краем и земляков, живущих рядом;

- русский национальный костюм, русскую кухню, народную медицину, заговоры;

- народный фольклор: песни, поверья, легенды, частушки, игры, забавы;

- родословную своей семьи.

УМЕТЬ:

- рассказать об истории семьи, села, края, традициях, обычаях, культуре;

- использовать в своей речи русское живое слово;

- приготовить 2-3 русских национальных блюда;

- петь народные песни, частушки;

- рассказывать сказки , народные предания;

- использовать элементы народной одежды в своих костюмах;

- украшать свое жилище вышивками, картинами, лоскутными одеялами, кружевными салфетками;

- играть в национальные игры;

- описывать жизнь замечательных земляков;

- беседовать со старожилами по вопроснику;

- оформлять краеведческий материал на стенде, в альбомах;

- писать сочинения, очерки и статьи на краеведческую тему;

- составлять план предстоящего поиска (исследования).

ДЕЙСТВОВАТЬ:

- оформить школу в стиле русских народных традиций, представить краеведческий материал на стендах в коридоре, в музее, в классных комнатах;

- организовать литературно-поисковую и фольклорную экспедицию «К истокам»;

- вести целенаправленную работу в музее истории села;

- проводить народные праздники, посиделки: Рождественскую Ёлку, Святки, Масленицу, Встречу Жаворонков;

- организовать выставки предметов старины и рукоделия;

- организовать кружки, кукольный театр;

- организовать занятия по изучению духовного краеведения.

«Наш якорь спасения – восстановление и развитие национальных начал и основ жизни…Мы, к сожалению, ушли от себя, от того лучшего, что было в наших предках, и продолжаем уходить. И будет этот процесс длиться до тех пор, пока в России не  появится очаг духовности, через который пройдет вся нация, - русская национальная школа».  (И. Ф. Гончаров)

        План работы кружка включает мероприятия различных форм: встречи, экскурсии, походы, подготовка краеведческого материала к публикации в районной печати, творческие отчеты в конце учебного года. На итоговом занятии заслушиваются 2-3 доклада по краеведческому материалу, результатах участия членов кружка в конкурсах и поисковых экспедициях.

В 2005-2006 учебном году кружок работал по следующему плану:

- Изучение жизни и боевого пути полного кавалера Ордена Славы Татаринцева Н. П.;

- Встреча с Татаринцевым Н. П., запись воспоминаний;

- Сбор сведений о человеке-герое;

- Систематизация краеведческого материала.

        Результатом кружковой работы явилось сочинение – поиск «Человек-легенда», представленное на конкурс. Члены кружка Толкачев Иван и Татаринцева Елена стали лауреатами литературно-поисковой экспедиции «Ратная слава Тамбовщины»(приложение №30).

        В итоге работы кружка каждый из его членов овладевает умениями и навыками исследовательской самостоятельной  деятельности: составлять библиографию, аннотацию, работать с каталогами краеведческой, научной и справочной литературой, с документальными материалами, записывать воспоминания, пользоваться логическими приемами.

 

1.5.         Исследовательская деятельность.

        Члены кружка с интересом занимаются поисковой, исследовательской работой. Школьная экспедиция – интересная и посильная для учащихся, хотя и наиболее сложная форма краеведческой работы. В отличии от походов, экспедиция требует более глубокой и длительной подготовки учащихся и учителей. Главной особенностью экспедиций является их поисково-исследовательская направленность.

        В 1999 – 2002 гг. «Юные краеведы» участвовали в I и II туре литературно-поисковой экспедиции «Земля отцов – земля детей» в номинациях: «Моя фамилия», «История семьи – история нашего края», «Описание старинного костюма», «Народные промыслы и ремесла», «Исполнительница народных песен», «Фольклор родного края», представили на конкурс интересные и красочные работы. «Все они вместе взятые – целая энциклопедия этнографических знаний нашего края. Конечно, работы не претендуют на всеобъемлющую полноту, но они уникальны уже тем, что построены на конкретном местном материале с использованием соответствующей литературы.  Лауреатами  стали Татаринцев Николай, Юлия Татаринцева, Любовь Минаева, Андрей Минаев, Дмитрий Мазий, Дмитрий Мотасов.»  Школа была награждена грамотой за первое место (Приложение №31).

   В 2005 году был собран уникальный материал для очерков , посвященных 60-летию Великой Победы : «Деревенский мастер Кузьмич» и «Любовь к жизни». Очерки опубликованы в районной газете «Инжавинский вестник».

        В 2006-2007 гг. школьная поисковая экспедиция (Приложение №32) «Воспитанники Шумиловского детского дома» позволила найти и собрать богатый материал (архивные документы,  фотоснимки, письма воспитанников). В газете «Инжавинский вестник» от 31.08. 2006 г. была опубликована статья «Остров надежды» по материалам музея, собранными участниками экспедиции под руководством Минаевой Т. В.

        Экспедиция способствует выработке умений и навыков научного поиска и творческой активности. Она является наиболее распространенной формой сбора этнографических, фольклорных и других материалов по истории края. В основу работы экспедиции положена самостоятельная деятельность участников: наблюдения за жизнью изучаемого народа; осмотр предметов материальной культуры; сбор историко этнографического материала; анализ и выводы из наблюдаемых фактов и собранного материала; оформление темы исследования в письменном виде (очерк по теме, реферат, альбом); отчет, выступление с докладом или сообщением на школьной конференции, публикация в районной газете.

        Учащиеся в экспедиции находятся в положении исследователей, самостоятельно открывающих и решающих, чаще в субъективном плане, проблемы, содержащиеся в вопросах и познавательных заданиях.

        Научная работа по подготовке к краеведческой историко-этнографической экспедиции учащихся состоит из двух направлений, дополняющих друг друга: изучение источников – архивных (письменных), музейных (вещественных), - опубликованной литературы и других материалов.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Краеведение… Именно этому направлению в последние годы уделяется все больше внимания в школах. Ведется целенаправленная работа, особенно сегодня, когда размыты в сознании современной молодежи многие культурные, нравственные и духовные ценности – экраны телевизоров, концертные залы заполнила псевдокультура, когда нарушается связь времен. И  вот она – зацепочка возвращения на круги своя: познай себя через своих дедов и прадедов, почувствуй свои корни и, быть может, тогда обретешь крылья – уверенность в завтрашнем дне, в своих силах, выстоишь в любых трудностях и невзгодах. Каждый народ сохраняется лишь до той поры, пока помнит свою историю – не знаю кому принадлежат эти слова, а не согласиться с ними нельзя37.

        Краеведческая работа в школе – это находки, взгляд на историческое прошлое, описание самого характерного для состояния современного села. Дело это полезное и нужное и, несомненно, требующее продолжения. Вопрос о школьном музее в условиях реорганизации и филиализации сельской малочисленной школы ни в каких работах не рассматривался и не поднимался.

        Существование школы и музея в бесперспективном селе становится проблемным. Проблемы села: демографический и экономический кризис привели к сокращению количества обучающихся. В условиях бездорожья, филиал остается на месте, подвоз детей в базовую школу не осуществляется, учебно-воспитательный процесс ограничен экономическими рамками. Дети обучаются в трех классах – комплектах. Внеклассная работа, работа в музее, школьной библиотеке не оплачивается. Перспективы школьного музея при закрытии образовательного учреждения очень сомнительны.

        Несмотря на небольшое село, малочисленность школы музей остается востребованным учреждением. Количество посетителей в зимнее время снижается, в весеннее-летний период возрастает, и наибольшее число посетителей   приходится на август-сентябрь. Приезжают выпускники школы и обязательно посещают школу и музей, расписываются в книге посетителей, оставляют добрые пожелания, делятся впечатлениями с «Учительской газетой» (Приложение №33).

        Сохранение школы  на селе в ближайшие три года даст возможность жить музею.

        В курсовой работе удалось описать историю школьного музея, показать его роль в учебно-воспитательной и практической работе школы, подробно охарактеризовать  деятельность учителей и учащихся.

        В селе, где разрушена церковь, закрыта сельская библиотека, не функционирует клуб, реорганизована школа, школьный музей остается центром культуры и краеведения, храмом народной Памяти.

 

 

назад

Используются технологии uCoz