Уровень сложности вопросов в тестах по русскому языку рассчитан на
среднего ученика. И даже если сегодня, за 3 месяца до экзамена, в
голове хаос, все еще можно успеть восстановить. Причем перечитывать
учебники с 5-го по 11-й класс бессмысленно: в них материала больше,
чем в тестах.
Что представляет из себя ЕГЭ по русскому языку?
Часть А это 30 вопросов с выбором 1 ответа из 4. Задания касаются
основных разделов курса, но в каждом из них вопрос ставится очень
узко.
Часть B 8 заданий, к которым ученики должны самостоятельно
сформулировать ответы.
Часть С небольшая письменная работа по тексту (сочинение).
Выбираем учебные пособия
Для работы потребуются:
-
варианты ЕГЭ 2009 года;
-
книги с тренировочными заданиями по всем разделам,
вошедшим в ЕГЭ;
-
методические пособия, содержащие теоретический
материал к частям А и B.
Мы решаем задания из 1-й и 2-й книжек, а если ошибаемся, обращаемся
за помощью к 3-й.
Подобных пособий в книжных магазинах сегодня множество. Как выбрать
«правильные»?
-
Учебное пособие должно быть допущено к использованию для
подготовки к ЕГЭ Федеральным институтом педагогических измерений.
-
Ищите пособия с пометкой «2009 год» (прошлогодние немного
отличались по компоновке вопросов и заданий: в части А их теперь
не 31, а 30).
-
Желательно работать по пособиям, которые изданы в формате А4, то
есть выглядят, как настоящие аттестационные листы. Потому что
еще одна наша задача набить руку в их оформлении.
Технические моменты
А
есть ли у вас черная гелевая ручка? Именно ею нужно будет
пользоваться на ЕГЭ. Удивительно, но факт: ученики, привыкшие за 11
лет к синей ручке, порой просто не видят своих ошибок, если работа
выполнена в черном цвете. У детей из-за смены цвета чернил даже
почерк порой меняется. А ведь он должен быть максимально разборчивым.
Имейте в виду: буква или запятая, которые выходят за установленные в
бланке поля, считаются потерянными. И каждая такая потеря минус 1
балл. Кстати, в части С, где нужно написать сочинение, бланк до сих
пор не был разлинован. То есть нужно уметь писать ровные строчки на
чистом поле листа. И при этом опять-таки не выезжать за поля.
Казалось бы, пустяк. Но, бывает, эта задача оказывается
трудновыполнимой!
Тетрадь ошибок
Выполняя тестовые задания, ребенок неизбежно в каких-то пунктах
будет ошибаться или испытывать затруднения. Каждый пункт это
конкретное правило. Выписываем ошибки в тетрадь. Прорабатываем
правила.
Не бойся части С!
Часть С это не сочинение в привычном формате, а, скорее,
письменные ответы на вопросы. Что здесь требуется?
-
Находить и формулировать проблему, поставленную
автором. Для этого подчеркиваем в каждом абзаце текста ключевые
слова, а затем с их помощью сжато формулируем основные положения
в авторских рассуждениях (слова «проблема» и «автор считает
»
должны звучать обязательно). А вот избыточного цитирования
следует избегать.
-
Если примеры из классики не приходят на ум, то
обратись к личному опыту! Так, если текст посвящен компьютерной
зависимости, вспоминаем о младшем брате: он целый день сидит за
компьютером и стал из-за этого очень агрессивным. Даже если у
выпускника нет брата, кто это проверит?
-
Не забывать делить сочинение на абзацы (2 балла
снимаются за нарушение абзацного членения!)
-
В ответе в части С должно быть не менее 150 слов.
В противном случае баллы обязательно будут снижены, вне
зависимости от содержания. Так что краткость не всегда сестра
таланта.
·
Восьмилетний эксперимент с проведением ЕГЭ завершен: с 1 января 2009
года итоговые экзамены за курс средней школы (именно по их
результатам будут отбирать для себя студентов высшие учебные
заведения) выпускники будут обязаны сдавать исключительно в форме
ЕГЭ. Правда, пока при выпуске из школы обязательны тесты лишь по
двум предметам по русскому языку и математике. Плюс в форме теста
придется сдать и те предметы, которые понадобятся для поступления в
вуз.
·
Кстати, система «+1 балл» с этого года упразднена.
·
Правила и формальности
·
Итак, к 1 февраля все российские вузы определились, по каким
предметам им понадобятся результаты ЕГЭ от абитуриента. После чего
выпускников обязали до 1 марта написать заявление на участие в
Едином госэкзамене.
·
В
результате в июне 2009 года каждый выпускник получит, во-первых,
аттестат о полном среднем образовании, где оценки ставятся по
5-балльной системе. Во-вторых, свидетельства о сдаче ЕГЭ (по каждому
предмету свое), где проставлены набранные им баллы по 100-балльной
системе. При этом по каждому предмету будет определена так
называемая нижняя граница минимальное количество баллов,
необходимых для поступления в вуз.
·
Если баллов меньше, чем положено, вуз не имеет права принять
абитуриента.
·
Если школьник не сдаст один обязательный ЕГЭ либо по русскому,
либо по математике не наберет достаточных баллов, он имеет право на
еще одну попытку в день дополнительной сдачи. Если же он завалил и
русский язык, и математику, то аттестат ему не выдадут школьник
остается на второй год. При этом по другим предметам, которые
выпускник решит сдавать в форме ЕГЭ, можно получить даже один балл.
Аттестат выдадут без всяких проблем.
·
Сколько баллов потребуется набрать, чтобы сдать ЕГЭ? Это
Рособрнадзор решает ежегодно после проведения аттестации. По итогам
прошлого года минимальный результат был около 30 баллов. Подробности
на официальном информационном портале Единого госэкзамена:
www1.ege.edu.ru.
·
А
вот просто улучшить результат ЕГЭ (то есть максимально повысить
количество набранных баллов), пересдав экзамен в дни дополнительной
сдачи, не удастся. Это можно будет сделать лишь на следующий год:
снова сдать ЕГЭ и выбрать тот результат, который выше. Результаты
Единого госэкзамена действительны два года.
·
Что взять с собой?
·
Мне для поступления в вуз нужно ЕГЭ по физике сдать. А у нас физичка
уже полгода на больничном, жалуется одиннадцатиклассник Роман.
Я, конечно, и сам готовлюсь по мере сил. Но на всякий случай мой
новый мобильник самый миниатюрный из возможных. Надеюсь пронести
его на экзамен. Брат студент МИФИ обещал быть на связи, чтобы в
критической ситуации скинуть смс-кой нужную формулу.
·
Рособрнадзор и журнал «ЗШ» вынуждены разочаровать Романа и тех, кто
строит подобные планы: на ЕГЭ разрешается пользоваться очень
ограниченным перечнем «помощников».
·
На физике линейкой и непрограммируемым калькулятором,
обеспечивающим выполнение всех арифметических действий, вычисление
квадратного корня и тригонометрических функций (sin, cos, tg).
·
На химии непрограммируемым калькулятором.
·
На географии линейкой и транспортиром.
·
Использование иных несанкционированных приборов и средств станет
причиной отстранения от экзамена.
·
Наверстать упущенное
·
Вы считаете, что образование в школах полностью соответствует
сложности ЕГЭ? спросили недавно в одном из интервью руководителя
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Любовь
Глебову.
·
Скажем так: есть требования, стандарты, и мы проверяем лишь уровень
усвоения. Если он обеспечен, то и качество обеспечено, ответила
она.
·
А
если не обеспечен? Тут впору впасть в панику. Или записаться на
курсы подготовки к ЕГЭ. Вот только как их правильно выбрать?
·
А что нужно, чтобы сдать ЕГЭ? вопросом на вопрос отвечает Виктор
Ковязин, руководитель отдела развивающих тренинговых программ Центра
тестирования и развития при МГУ «Гуманитарные технологии».
·
Сами знания. Теоретически ребенок должен в полном объеме получить их
в школе. Насколько школа с этим справилась, и насколько курсы
помогли ликвидировать пробелы (что выяснится позже), можно
определить с помощью специальных тестов. И тут внимание: на
качественных курсах используются для этого контрольно-измерительные
материалы (КИМы), разработанные по сертификациям 2009 года,
утвержденным Министерством образования. И желательно, чтобы эти
материалы не были общедоступными это увеличивает достоверность
результатов тестирования.
·
Умение сдавать именно тесты. Наши школьники, в отличие от
европейских, к этому с 1-го класса не приучены. Так что им предстоит
в сжатые сроки научиться передавать с помощью теста свои знания.
Особенно это касается части С.
·
Способность собраться в нужную минуту. В помощь данной задаче
занятия, на которых абитуриентов учат противостоять стрессу в
условиях полной имитации ЕГЭ. То есть выпускники должны
потренироваться сдавать экзамен в приближенной к реальности
обстановке: под контролем незнакомых людей, оставшись один на один с
распечаткой теста.
·
Чтобы охватить все перечисленное, занятия на курсах должны включать
в себя хотя бы 50 академических часов. Но понятно, что потребности
абитуриента зависят в первую очередь от его подготовленности.
·
Как правило, по окончании курсов среднестатистический выпускник
может поднять свой уровень на 1020 баллов (чем выше предварительная
подготовка, тем меньше).
·
План залог успеха
·
Возможно, читателям «ЗШ» удастся немного сэкономить на подготовке
ЕГЭ в ее «психологической» части. Прислушаемся к советам Жанны
Шопиной, доцента кафедры проектирующей психологии Института
психологии им. Выготского РГГУ.
·
Экзамен это всегда стресс, в какой бы форме он ни проводился. Но
сегодня на выпускников давит двойная ответственность: если не
справишься не дадут, и окажешься за бортом!
·
Так что первая рекомендация родителям: избавьте ребенка от
постоянного прессинга ваших оценочных высказываний. Если от человека
требовать только отличных результатов, у него появляется чувство
тревожности, которое в итоге и мешает добиться успеха.
·
Даже у самого подготовленного человека в начале экзамена возникает
хотя бы пятиминутное волнение. Справиться с ним поможет четкий план
действий.
·
Итак, входим в аудиторию, берем экзаменационный бланк, садимся на
место и первым делом справляемся с неизбежным волнением: на счет
раз-два делаем несколько глубоких вздохов и выдохов.
·
Далее маленький аутотренинг: «Времени достаточно! Я все успею!»
·
Следующий шаг очень аккуратно заполняем «шапку» бланка.
·
Далее сортируем задания на три группы. Те, с которыми точно
справимся. Те, над которыми придется подумать. И самые сложные.
·
«Включаем»
временной синхрон: 5 заданий готово, 6, 7
Когда количество
выполненных заданий составит половину от предложенных, волнение
пойдет на спад.
Коды, длительность, количество заданий и максимальный первичный балл
на ЕГЭ