назад

— Уровень сложности вопросов в тестах по русскому языку рассчитан на среднего ученика. И даже если сегодня, за 3 месяца до экзамена, в голове хаос, все еще можно успеть восстановить. Причем перечитывать учебники с 5-го по 11-й класс бессмысленно: в них материала больше, чем в тестах.

Что представляет из себя ЕГЭ по русскому языку?

Часть А – это 30 вопросов с выбором 1 ответа из 4. Задания касаются основных разделов курса, но в каждом из них вопрос ставится очень узко.

Часть B – 8 заданий, к которым ученики должны самостоятельно сформулировать ответы.

Часть С – небольшая письменная работа по тексту (сочинение).

Выбираем учебные пособия

Для работы потребуются:

  • варианты ЕГЭ 2009 года;
  • книги с тренировочными заданиями по всем разделам, вошедшим в ЕГЭ;
  • методические пособия, содержащие теоретический материал к частям А и B.

Мы решаем задания из 1-й и 2-й книжек, а если ошибаемся, обращаемся за помощью к 3-й.

Подобных пособий в книжных магазинах сегодня множество. Как выбрать «правильные»?

  • Учебное пособие должно быть допущено к использованию для подготовки к ЕГЭ Федеральным институтом педагогических измерений.
  • Ищите пособия с пометкой «2009 год» (прошлогодние немного отличались по компоновке вопросов и заданий: в части А их теперь не 31, а 30).
  • Желательно работать по пособиям, которые изданы в формате А4, то есть выглядят, как настоящие аттестационные листы. Потому что еще одна наша задача – набить руку в их оформлении.

Технические моменты

А есть ли у вас черная гелевая ручка? Именно ею нужно будет пользоваться на ЕГЭ. Удивительно, но факт: ученики, привыкшие за 11 лет к синей ручке, порой просто не видят своих ошибок, если работа выполнена в черном цвете. У детей из-за смены цвета чернил даже почерк порой меняется. А ведь он должен быть максимально разборчивым. Имейте в виду: буква или запятая, которые выходят за установленные в бланке поля, считаются потерянными. И каждая такая потеря – минус 1 балл. Кстати, в части С, где нужно написать сочинение, бланк до сих пор не был разлинован. То есть нужно уметь писать ровные строчки на чистом поле листа. И при этом опять-таки не выезжать за поля. Казалось бы, пустяк. Но, бывает, эта задача оказывается трудновыполнимой!

Тетрадь ошибок

Выполняя тестовые задания, ребенок неизбежно в каких-то пунктах будет ошибаться или испытывать затруднения. Каждый пункт – это конкретное правило. Выписываем ошибки в тетрадь. Прорабатываем правила.

Не бойся части С!

Часть С – это не сочинение в привычном формате, а, скорее, письменные ответы на вопросы. Что здесь требуется?

 

  • Находить и формулировать проблему, поставленную автором. Для этого подчеркиваем в каждом абзаце текста ключевые слова, а затем с их помощью сжато формулируем основные положения в авторских рассуждениях (слова «проблема» и «автор считает…» должны звучать обязательно). А вот избыточного цитирования следует избегать.
  • Если примеры из классики не приходят на ум, то обратись к личному опыту! Так, если текст посвящен компьютерной зависимости, вспоминаем о младшем брате: он целый день сидит за компьютером и стал из-за этого очень агрессивным. Даже если у выпускника нет брата, кто это проверит?
  • Не забывать делить сочинение на абзацы (2 балла снимаются за нарушение абзацного членения!)
  • В ответе в части С должно быть не менее 150 слов. В противном случае баллы обязательно будут снижены, вне зависимости от содержания. Так что краткость – не всегда сестра таланта.

·         Восьмилетний эксперимент с проведением ЕГЭ завершен: с 1 января 2009 года итоговые экзамены за курс средней школы (именно по их результатам будут отбирать для себя студентов высшие учебные заведения) выпускники будут обязаны сдавать исключительно в форме ЕГЭ. Правда, пока при выпуске из школы обязательны тесты лишь по двум предметам – по русскому языку и математике. Плюс в форме теста придется сдать и те предметы, которые понадобятся для поступления в вуз.

·         Кстати, система «+1 балл» с этого года упразднена.

·         Правила и формальности

·         Итак, к 1 февраля все российские вузы определились, по каким предметам им понадобятся результаты ЕГЭ от абитуриента. После чего выпускников обязали до 1 марта написать заявление на участие в Едином госэкзамене.

·         В результате в июне 2009 года каждый выпускник получит, во-первых, аттестат о полном среднем образовании, где оценки ставятся по 5-балльной системе. Во-вторых, свидетельства о сдаче ЕГЭ (по каждому предмету свое), где проставлены набранные им баллы по 100-балльной системе. При этом по каждому предмету будет определена так называемая нижняя граница – минимальное количество баллов, необходимых для поступления в вуз.

·         Если баллов меньше, чем положено, вуз не имеет права принять абитуриента.

·         Если школьник не сдаст один обязательный ЕГЭ – либо по русскому, либо по математике не наберет достаточных баллов, он имеет право на еще одну попытку в день дополнительной сдачи. Если же он завалил и русский язык, и математику, то аттестат ему не выдадут – школьник остается на второй год. При этом по другим предметам, которые выпускник решит сдавать в форме ЕГЭ, можно получить даже один балл. Аттестат выдадут без всяких проблем.

·         Сколько баллов потребуется набрать, чтобы сдать ЕГЭ? Это Рособрнадзор решает ежегодно после проведения аттестации. По итогам прошлого года минимальный результат был около 30 баллов. Подробности – на официальном информационном портале Единого госэкзамена: www1.ege.edu.ru.

·         А вот просто улучшить результат ЕГЭ (то есть максимально повысить количество набранных баллов), пересдав экзамен в дни дополнительной сдачи, не удастся. Это можно будет сделать лишь на следующий год: снова сдать ЕГЭ и выбрать тот результат, который выше. Результаты Единого госэкзамена действительны два года.

·         Что взять с собой?

·         — Мне для поступления в вуз нужно ЕГЭ по физике сдать. А у нас физичка уже полгода на больничном, – жалуется одиннадцатиклассник Роман. – Я, конечно, и сам готовлюсь по мере сил. Но на всякий случай мой новый мобильник – самый миниатюрный из возможных. Надеюсь пронести его на экзамен. Брат – студент МИФИ – обещал быть на связи, чтобы в критической ситуации скинуть смс-кой нужную формулу.

·         Рособрнадзор и журнал «ЗШ» вынуждены разочаровать Романа и тех, кто строит подобные планы: на ЕГЭ разрешается пользоваться очень ограниченным перечнем «помощников».

·         На физике – линейкой и непрограммируемым калькулятором, обеспечивающим выполнение всех арифметических действий, вычисление квадратного корня и тригонометрических функций (sin, cos, tg).

·         На химии – непрограммируемым калькулятором.

·         На географии – линейкой и транспортиром.

·         Использование иных – несанкционированных – приборов и средств станет причиной отстранения от экзамена.

·         Наверстать упущенное

·         — Вы считаете, что образование в школах полностью соответствует сложности ЕГЭ? – спросили недавно в одном из интервью руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Любовь Глебову.

·         — Скажем так: есть требования, стандарты, и мы проверяем лишь уровень усвоения. Если он обеспечен, то и качество обеспечено, – ответила она.

·         А если не обеспечен? Тут впору впасть в панику. Или записаться на курсы подготовки к ЕГЭ. Вот только как их правильно выбрать?

·         — А что нужно, чтобы сдать ЕГЭ? – вопросом на вопрос отвечает Виктор Ковязин, руководитель отдела развивающих тренинговых программ Центра тестирования и развития при МГУ «Гуманитарные технологии». 

·         Сами знания. Теоретически ребенок должен в полном объеме получить их в школе. Насколько школа с этим справилась, и насколько курсы помогли ликвидировать пробелы (что выяснится позже), можно определить с помощью специальных тестов. И тут – внимание: на качественных курсах используются для этого контрольно-измерительные материалы (КИМы), разработанные по сертификациям 2009 года, утвержденным Министерством образования. И желательно, чтобы эти материалы не были общедоступными – это увеличивает достоверность результатов тестирования. 

·         Умение сдавать именно тесты. Наши школьники, в отличие от европейских, к этому с 1-го класса не приучены. Так что им предстоит в сжатые сроки научиться передавать с помощью теста свои знания. Особенно это касается части С.

·         Способность собраться в нужную минуту. В помощь данной задаче – занятия, на которых абитуриентов учат противостоять стрессу в условиях полной имитации ЕГЭ. То есть выпускники должны потренироваться сдавать экзамен в приближенной к реальности обстановке: под контролем незнакомых людей, оставшись один на один с распечаткой теста.

·         Чтобы охватить все перечисленное, занятия на курсах должны включать в себя хотя бы 50 академических часов. Но понятно, что потребности абитуриента зависят в первую очередь от его подготовленности.

·         Как правило, по окончании курсов среднестатистический выпускник может поднять свой уровень на 10–20 баллов (чем выше предварительная подготовка, тем меньше).

·         План – залог успеха

·         Возможно, читателям «ЗШ» удастся немного сэкономить на подготовке ЕГЭ – в ее «психологической» части. Прислушаемся к советам Жанны Шопиной, доцента кафедры проектирующей психологии Института психологии им. Выготского РГГУ.

·         — Экзамен – это всегда стресс, в какой бы форме он ни проводился. Но сегодня на выпускников давит двойная ответственность: если не справишься – не дадут, и окажешься за бортом!

·         Так что первая рекомендация – родителям: избавьте ребенка от постоянного прессинга ваших оценочных высказываний. Если от человека требовать только отличных результатов, у него появляется чувство тревожности, которое в итоге и мешает добиться успеха.

·         Даже у самого подготовленного человека в начале экзамена возникает хотя бы пятиминутное волнение. Справиться с ним поможет четкий план действий.

·         Итак, входим в аудиторию, берем экзаменационный бланк, садимся на место и первым делом справляемся с неизбежным волнением: на счет раз-два делаем несколько глубоких вздохов и выдохов.

·         Далее – маленький аутотренинг: «Времени достаточно! Я все успею!»

·         Следующий шаг – очень аккуратно заполняем «шапку» бланка.

·         Далее сортируем задания на три группы. Те, с которыми точно справимся. Те, над которыми придется подумать. И самые сложные.

·         «Включаем» временной синхрон: 5 заданий готово, 6, 7… Когда количество выполненных заданий составит половину от предложенных, волнение пойдет на спад.

 

Коды, длительность, количество заданий и максимальный первичный балл на ЕГЭ

Код

Предмет

Длительность (минут)

Задания блока A

Задания блока B

Задания блока C

Максимальный первичный балл

1

Русский язык

180

30

8

1

60

2

Математика

240

10

11

5

37

3

Физика

210

25

5

6

50

4

Химия

180

30

10

5

66

5

Информатика и ИКТ

240

18

10

4

40

6

Биология

180

36

8

6

69

7

История

210

32

11

7

68

8

География

180

31

12

7

61

9

Английский язык

160

28

16

2

80

10

Немецкий язык

160

28

16

2

80

11

Французский язык

160

28

16

2

80

12

Обществознание

210

30

6

8

62

13

Испанский язык

160

28

16

2

80

18

Литература

240

нет

12

5

39

                                                 назад

 

Π˜ΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ uCoz