Общеучебные умения, формируемые на уроке
I. Поисково-информационные учебные умения
Пользоваться справочной литературой (энциклопедическими
словарями, библиотечно-библиографическими справочниками);
работать с каталогами, картотеками, оглавлением; умение
пользоваться печатными и аудиовизуальными средствами
информации и т.д.
II. Собственно психологические умения
Слушать учителя, внимательно читать, адекватно воспринимать
разнообразную учебную информацию; умение запоминать
увиденное, прочитанное, услышанное, учебный материал;
умение осознавать и самостимулировать учебную деятельность и
т.д.
III. Учебно-интеллектуальные умения
Диалектически анализировать, умение сравнивать,
классифицировать, типологизировать, систематизировать,
обобщать, абстрагировать,- конкретизировать, выделять
главное, существенное, синтезировать, устанавливать
причинно-следственные связи, аналогии; исследовательские
умения (ставить задачи, формулировать гипотезу, выстраивать
доказательство и проверку); умвнив находить ассоциации и
пользоваться ими и т.д.
IV. Учебно-познавательные умения
Составлять план ответа, выступления; писать конспект,
реферат, тезисы, аннотацию; умение пользоваться различными
видами чтения (чтение синтагмами с помощью экрана, в две,
три, четыре строки, по диагонали и вертикали); умение писать
и читать в заданном темпе, умение участвовать в учебной
дискуссии, вести полемику, задавать уточняющие вопросы и
вопросы вообще; пользоваться специальным языком той науки,
которая лежит в основе учебного предмета; практические
исследовательские умения (наблюдать, ставить опыты,
проводить эксперименты), осуществлять измерения,
конструировать, моделировать, пользоваться техническими
приспособлениями и т.д.
V. Организационно-познавательные учебные умения
Планировать текущую и перспективную учебную работу;
умение организовать себя на выполнение поставленной задачи;
осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;
проводить рефлексию; работать в команде (вести
познавательную деятельность в коллективе); умение
сотрудничать при решении учебных задач (объяснять,
оказывать и принимать помощь) и т.д. |