НАЗАД

Юмашев А.В.     портфолио

"Через знания - к мечте и успеху"

Васина А.И. учитель русского языка и литературы

Попова Е.В. учитель химии и биологии

Хренкова О.А. учитель русского языка и литературы

 

Периодическое обращение общественного внимания к теме образования и учительства,  является не только необходимым и важным, но и без сомнения актуальным, а в определенной степени диалектически не случайным. Громадная индустрия под названием образование, имеющая все системные институты для эффективного управления этим беспокойным и постоянно развивающимся педагогическим государством, находящимся всегда в состоянии потребности поступательного развития, в конечном итоге всегда очень серьезно зависит от эффективности диалога между двумя основными участниками образовательного процесса, между учеником и учителем.

Поэтому вполне закономерна сложившаяся тенденция последних лет к снижению роли и значения учителя в современной жизни, все больше и больше уступающего своё место новым компьютерным технологиям и зарождающемуся искусственному интеллекту, что только подтверждает необходимость усиления внимания со стороны государства и общества к учителю. Необходимость изменения стереотипа восприятия современного Учителя и увеличения в общественном сознании его статуса в этой роли, а не как обучателя, продиктована существующими темпами научно-технического прогресса, количеством созданных человечеством и накопившихся материальных ценностей и необходимостью их дальнейшего правильного использования в целях сохранения, а желательно и дальнейшего процветания современной цивилизации.
Поэтому обсуждение значения роли и места современного учителя не должно носить характер узко профессиональной с ведомственной проблемкой требующей от начальства очередной прибавки к зарплате с грамотёшкой на первое сентября, завершающейся встречными удовлетворенными мыслями типа, - Видите, мы о вас помним! и в ответ - Спасибо, что не забыли!.
Проблема на самом деле более чем глобальная и задача впереди более чем прекрасная.
В связи с этим хочу высказать несколько мыслей, который могут показаться в определенной степени, если высказаться помягче непривычными.
- Необходимо разделить процессы Обучения и Учения, делегировав привычную деятельность учителя по передаче существующих знаний новым информационным технологиям открыв тем самым для него условия возможности и время по работе над способностью учащихся создавать новые знания и обретать их нравственные ценности.
Пока же всё в точности наоборот, уровень современных педагогических технологий и новые технические возможности превратили современного учителя в статиста, присутствующего при процессе обучения, эффективность влияния на который у учителя становится все меньше и меньше. Мел и доска скоро уйдут в музей школы, а понятие правописание будет любознательными знатоками расшифровываться как писание правой рукой. Собственное участие и голос учителя, спешно упаковывающиеся в DVD и CD диски, в ближайшее будущее оставят за ним лишь право произнесения Здравствуйте, садитесь! и Урок окончен!. И это не плохо, хуже, если где-то и этого ещё нет. Это значит, что уровень реально сегодня существующей жизни не дошел до реально-существующей школы. А там, где сегодня зарождается этот прогрессивный конфликт на право более эффективного общения с учениками между компьютером и учителем, современному учителю просто необходимо подняться на новую более важную и востребованную ступень, где главным является не вопрос Как?, с которым легко справятся новые информационные технологии, а вопрос Зачем?, на который может ответить только Учитель. Современная цивилизация за время своего существования накопила такой багаж достижений, с которым уже сегодня нужно очень бережно и осторожно обращаться, не говоря о том, что остановить процесс развития просто невозможно. И в этой связи личность человека, его ценности, его мировоззрение становятся важным и значимым не только для него, но и для процветания общества и государства в котором он родился и живет. Пока мы десятилетиями бегали в поисках новой педагогической идеи, пытаясь отыскать ее, как правило, в прошлом, современный мир сильно изменился. Общество не заметило, когда понятие образование утеряло социальный статус, за который мы все так жадно держались, объясняя ученикам, зачем им нужно учиться, и обрело новый, осмысленно-востребованный и не требующей со стороны Марьи Иванны убеждений или уговоров в получении тех или иных знаний. Образование двадцать первого века положит на полку истории учительские специальности в том виде, в котором они существуют сейчас. Педагогическим ВУЗам уже сегодня из своих аудиторий необходимо убирать визажистов, юристов, экономистов, которых они представляли как прорыв в будущее современной школы и заполнять аудитории новейшей современной техникой и студентами - будущими Учителями, способными, во-первых обеспечивать информационный процесс обучения учащихся, а во-вторых учить подрастающее поколение творчески мыслить и созидать, создавая и открывая новое, еще не уложенное в цифровые технологии, но способное стать хорошим интеллектуальным, духовным и нравственным заделом на будущее. Поэтому качество подготовки молодого учителя является для образования важнейшей задачей. Современная практика повторного обучения уже реальной учительской специальности после окончания ВУЗа непосредственно в школе не позволяет рассчитывать на качественное изменение учителя в школе, тем более появление в ней новой, ещё не зашоренной консервативной педагогической культуры.
Человеческие качества будущего Учителя являются важнейшим условием его эффективной работы в школе. Светлое дело образования подрастающего нового поколения должны осуществлять только светлые люди, поэтому измерение шкалы человечности и доброты будущего учителя должны быть неотъемлемой составной частью вступительных экзаменов в педагогический университет. Цена ошибки вручения диплома Учителя чистолюбцу очень велика, - это сотни униженных с детства людей.
- Необходимо закрепить за учителями статус государственных служащих, - вот уж если кто государству и служит так это учителя. Это поднимет не только роль и значение учительской профессии в обществе, но и государство в лице учительства сразу обретёт свою естественную базовую основу, свой фундамент из которого и должна произрастать общественная культура и формироваться будущая государственная власть.
- Необходимо принять Закон об Учителе, - и я сейчас не о социальных гарантиях для учителей, - этот вопрос, так или иначе будет утрясён. Важно привести с соответствие делегированные самой диалектикой этой профессии общественные права и полномочия учителя с его профессиональной деятельностью. Обязанности у учителя есть, и он их исполняет, работает с родителями, защищает права детей, представляет их интересы в различных ситуациях, - а прав и полномочий никаких не имеет, они негде не записаны.


Заканчивая, хочу ещё раз подчеркнуть, значение Учителя в современном стремительно развивающемся мире переоценить невозможно, - можно только недооценить, цена этой недооценки очень велика - это возможное или невозможное светлое будущее нашего общества и всего человечества в целом.

 

 назад

 

Используются технологии uCoz